«Главный предохранитель — санкции ЕС» — В Литве рассказали, почему не прекратят транзит белорусского калия после запрета

«Главный предохранитель — санкции ЕС» — В Литве рассказали, почему не прекратят транзит белорусского калия после запрета

Министр транспорт Литвы Марюс Скуодис заявил, что не уверен, что белорусские удобрения после 1 февраля не будут транспортироваться через Литву.

По его словам, транзит могут остановить только введенные Евросоюзом санкции, передает delfi.lt.

Напомним, 12 января литовское правительство указало ЛЖД с 1 февраля расторгнуть договор с подпавшим под санкции США «Беларуськалием». Но другие перевозчики, вероятно, все же смогут перевозить удобрения. Поэтому правительство надеется выработать поправки к Закону о международных и экономических санкциях, которые должен будет принять Сейм до конца января.

Скуодис сообщил, что после 1 февраля другие литовские предприятия, скорее всего, не смогут возить белорусские удобрения из-за требований национальной безопасности. Но подчеркнул, что не может гарантировать, что этого не смогут делать зарегистрированные в других государствах ЕС экспедиторы на основании краткосрочных заказов.

«Любое предприятие, которое действует в Литве, должно соответствовать интересам национальной безопасности, и здесь у нас есть закон о важных для национальной безопасности объектах, поэтому все сделки с использованием стратегической инфраструктуры [железнодорожных рельсов] находятся под наблюдением и будут проверяться», — сказал глава литовского минтранса 18 января.

И добавил: «Дать стопроцентную гарантию в силу многих причин я никак не могу».

Он не стал говорить о том, как проходит подготовка поправок к Закону о международных и экономических санкциях. Но, по его словам, какие бы то ни было шаги могут предприниматься только в том случае, если будут одобрены Еврокомиссией.

«Если ставить целью, чтобы транзит удобрений через Литву не осуществлялся, главным предохранителем были бы санкции на уровне ЕС, над которыми, насколько мне известно, МИД сейчас интенсивно работает», — продолжил Скуодис.

Ранее министр транспорта сообщал, что в Литве сейчас около 10 предприятий, обладающих лицензией на ж/д грузовые перевозки, два из них могли перенять перевозки удобрений «Беларуськалия», когда это перестанут делать Литовские железные дороги.

Коротко о ситуации

Напомним, с 8 декабря против «Беларуськалия» вступили в силу санкции США. Однако Литва не смогла остановить транзит удобрений. Из-за этого в стране разразился политический скандал.

Но 12 января, правительство Литвы утвердило заключение специальной комиссии, которая ранее решила, что прямое соглашение «Литовской железной дороги» на поставку белорусского калия не отвечает интересам национальной безопасности Литвы.

Литовский министр заявил, что перевозки белорусских удобрений «Литовской железной дорогой» должны прекратиться к 1 февраля, так как для этого уже не будет правовых оснований.