Импорт вытесняет белорусские товары на отечественных полках. Made in Belarus в 2020 году фиксирует антирекорды

26.01.2021 18:36
Экономика Анализ
Рекордно низкие 59.8% в пересчете на белорусские деньги

Доля продаж отечественной продукции опустилась до многолетнего минимума. Программа импортозамещения, превратившаяся в нашей стране в навязчивую идею, фактически провалена. 2020 год принес худшие результаты за последние 7 лет.

Рекордно низкие 59.8% в пересчете на белорусские деньги составила доля отечественных товаров на полках наших магазинов. В 2019 это был 61%, а в 2013 году- 71%. Таким образом белорусская продукция за 7 лет уступила импорту 11,2 п.п. в потребительской корзине населения, пишет banki24.by

Приходится констатировать, что импортная продукция выигрывает в конкурентной борьбе с отечественной. Программа по стимулированию сбыта белорусских товаров не работает.
Учитывая тот факт, что Беларусь не состоит в ВТО и отгородилась от всего мира пошлинами, можно сделать обидный вывод — наши товары теснит продукция стран ЕАЭС. И лидером тут выступает Россия.

Проблемы наблюдаются по всем сегментам рынка: как по продовольственному, так и по непродовольственному. За 2020 год доля белорусской продукции по продтоварам упала до 77,1%, по остальным — до 40,9%.

В 2019 эти показатели равнялись 77,5% и 43% соответственно, а в 2013-м и вовсе 83,2% и 55,1%.

Интересная статистика — когда благосостояние населения растет, то в его покупательской корзине увеличивается доля непродовольственных товаров, по отношению к продовольственным.

И если учесть тот факт, что непродовольственные товары у нас “просели” сильнее всего. То становится очевидным, что если в 2021 году благосостояние белорусов вдруг начнет расти, то соотношение покупаемых товаров станет еще больше не в нашу пользу.

В 2020 году среди продтоваров самая низкая доля продукции made in Belarus отмечалась по свежим фруктам и орехам (7,2%), растительному маслу (12,5%), рыбе (18,5%), гречневой крупе (33,4%). Рис полностью импортировали, что не удивительно.

А вот печальная статистика по непродовольственным товарам:телевизоры (11,9%), автомобили (12,9%), стиральные машины (15,9%), парфюмерия и косметика (18,2%), средства бытовой химии (23,4%).

Есть впрочем перечень продукции, где мы пока не сдаем позиции: моторное топливо (доля 98,8%), яйца (100%), сливочное масло (99,9%), плодовые вина (99,8%), водка (98,6%), мясо и мясная продукция (99,7%). Как долго мы не уступим и эти позиции, сейчас прогнозировать трудно.