Не знаете, сколько давать ребенку карманных денег? А когда завести ему карточку? Поговорили с экспертом, как учить детей распоряжаться финансами

24.10.2021 07:30
Экономика Полезно Редакция
Об этом поговорили с начальником отдела финансовой грамотности

Цель финансовой грамотности для детей — помочь им социализироваться и достичь успеха в будущем. На самом деле финансовая грамотность, как и любая другая наука, предусматривает разные компетенции для разных возрастов.

Об этом поговорили с начальником отдела финансовой грамотности Нацбанка Юлией Сакович.

Что такое финансовая грамотность детей и когда нужно начинать их обучать?

Для детей младшего возраста — это ответы на совершенно простые вопросы: почему нельзя покупать все, что хочется, почему нужно работать, почему нужно экономить воду и электричество, как накопить на летнее путешествие. Для старших школьников — это знания основных финансово-экономических концепций и их влияние на личные финансы, основы инвестирования, знания в области использования цифровых финансовых технологий, знакомство с принципами кредитования.

Лучше всего начинать обучать финансовой грамотности в то время, когда дети начинают получать карманные деньги. Как правило, это когда ребенок идет в первый класс. Наличие денег налагает на человека определенную ответственность, причем независимо от возраста. Приходится делать выбор, как распорядиться деньгами. Купить сладости или накопить на вещь, о которой давно мечтал. Это первый шаг к планированию собственного бюджета. Если ребенок сразу потратит все деньги на безделушки, это будет отличным поводом поговорить с ним о более целесообразном использовании денег. Лучше позволить ребенку «обанкротиться» с десятью рублями сегодня, чем он сделает это с крупной суммой во взрослой жизни.

Карманные деньги

Карманные деньги — хороший инструмент для формирования финансовой грамотности ребенка. Но чтобы была польза, нужно правильное отношение родителей к этому вопросу. Чем старше становится ребенок, тем реже ему следует давать определенную на карманные расходы сумму денег. Младшему школьнику — ежедневно, в средней школе — раз в неделю, старшекласснику — раз в месяц. Таким образом, у ребенка будет развиваться навык планирования собственных финансов, он будет учиться принимать обдуманные финансовые решения и нести за них личную ответственность. Школьника надо учить подсчитывать деньги, которые он собрал, заработал и потратил за какой-то промежуток времени, а потом вписывать в таблицу получившиеся суммы.

Что о финансах должны знать дети?

Для того чтобы у ребенка сложилось правильное представление о деньгах и рациональное финансовое поведение уделять внимание этому вопросу в семье должны родители, в школе — учителя и педагоги. Большая роль отводится в первую очередь, конечно, родителям. С самого раннего возраста дети пристально наблюдают за взрослыми, они копируют поведение своих родителей, их отношение к разным вещам, в том числе и к деньгам. Хороший способ обучения детей финансовым вопросам — это правдивые истории о деньгах, где главными героями являются сами родители либо другие знакомые ребенку лица, родственники или друзья семьи. Личные примеры очень хорошо подходят, чтобы рассказать детям о финансовом состоянии семьи и как его можно улучшить. Можно показать ребенку домашнюю бухгалтерию наглядно на цифрах. Подросшему ребенку нужно поручать совершать покупки в магазине самостоятельно, учить тратить деньги с умом, объяснять, почему важно откладывать сбережения, и что бывает, когда накоплений нет.

Несмотря на то, что большинство «детских» банковских продуктов разработаны все же для родителей, тем не менее, они очень полезны для финансового воспитания детей. Банки предлагают своим клиентам выпуск дополнительных детских карточек к основной карте. Родители имеют возможность контролировать трансакции, совершенные при помощи дополнительных платежных карточек — узнать, где, когда и сколько ребенок потратил денег. К тому же можно установить лимит расходования средств для своего ребенка, сроки и способы использования карты. Если ребенку исполнилось 14 лет, можно оформить основную платежную карточку на имя юного владельца собственного счета.

Как по учебнику

Национальный банк, Министерство образования и БГУ подготовили для учеников и учителей учебно-методический комплект «Основы финансовой грамотности». Он предназначен для учеников 8 — 9-х классов. Так, на факультативах в 8 классе школьники узнают, как вести учет доходов и расходов и планировать личный бюджет, почему у каждого человека обязательно должен быть собственный резервный фонд и как делать сбережения эффективно, узнают, как разумно пользоваться кредитом и другими формами финансирования, расширят свое представление о профессиях в финансовой сфере. В 9 классе ученики познакомятся с вопросами денежного обращения в государстве, деятельностью банков, узнают много интересной информации о безналичных деньгах и расчетах, научатся распознавать финансовое мошенничество, получат представление об инвестициях и познакомятся с некоторыми инструментами инвестирования.
Пособие для учителей — ориентир для педагога в процессе преподавания финансовой грамотности. Мы думаем, что учебник будет интересен для ознакомления и родителям, бабушкам, дедушкам, братьям, сестрам учеников.

Национальным банком также создан единый интернет-портал финансовой грамотности. Основная его цель — помочь людям разных возрастов повысить свои компетенции при принятии финансовых решений. На интернет-портале размещены статьи, книги, брошюры, видеоматериалы, игры, тесты по финансовой грамотности, а также результаты исследований в отношении уровня финансовой грамотности населения Беларуси. Регулярно размещаются новости о мероприятиях и событиях в сфере финансовой грамотности. Кроме традиционных тематических рубрик на портале имеются поддомены для педагогов и молодежи, на которых аккумулированы информационные и образовательные материалы для этих целевых групп.

Кстати, здесь в свободном доступе размещен учебно-методический комплект «Основы финансовой грамотности».

Олимпиада по финансам

Ежегодно в стране проходит республиканская олимпиада по финансовой грамотности для школьников. С 2014 по 2020 годы участие в ней приняли более 113 тысяч учащихся. «Анализируя информацию по результатам каждого этапа олимпиады, мы получаем актуальную картину об ее участниках, а также об уровне финансовой грамотности молодых людей. Современная молодежь достаточно хорошо ориентируется в финансовых вопросах. Статистика подтверждает, что лучше всего молодые люди владеют вопросами семейного бюджета, финансовой математики, сбережения, наличных деньг. Хуже школьники ориентируются в вопросах деятельности Национального банка и монетарной политики, страхования, налогового законодательства. В целом компетенции учащихся выше по тем темам, которые молодые люди уже сейчас могут применять на практике, — рассказала Сакович. — Мы рассматриваем республиканскую олимпиаду по финансовой грамотности как действенный инструмент формирования финансовой грамотности учащихся. В отличие от других предметных олимпиад, она не выполняет проверочную функцию, а несет, в первую очередь, функцию обучающую, развивающую, формирующую сознательное, разумное поведение в сфере финансов».

ОпросА вы учите детей распоряжаться деньгами?

Посмотреть результаты
Загрузка ... Загрузка ...

А как в других странах

Развитие финансовой грамотности уже давно является долгосрочным, стратегическим приоритетом многих государств, которые занимаются разработкой и реализацией национальных стратегий повышения финансовой грамотности. Таким образом, вопрос повышения финансовой грамотности населения во многих странах мира имеет статус проблемы государственного значения: этот процесс требует определенных усилий и затрат в плане времени и ресурсного обеспечения; признается необходимым привлечение к этой работе широкого круга партнеров и обеспечение их взаимодействия; для оценки прогресса в уровне финансовой грамотности населения проводятся базовые и повторные исследования как уровня финансовой грамотности, так и отдельных программ; целесообразным признается введение финансовой грамотности в общеобразовательные учебные программы; используются возможности интерактивных веб-порталов по данной тематике.

В большинстве стран усилия в области повышения финансовой грамотности направлены в первую очередь на школьников и студентов, а также на проведение работы с учителями и преподавателями. Это решение страны мотивируют тем, что работа с такой целевой аудиторией приводит к максимальной эффективности, так как эта часть населения является потенциальными трудовыми кадрами и уже в самом ближайшем времени столкнется с финансовыми вопросами, а учителя, являются важным звеном в передаче финансовых знаний широкому кругу молодых людей.

Оказалось, что белорусы предпочитают давать детям еврейские и латинские имена. Но появляются и более редкие

Консультант управления нотариата и ЗАГСов Министерства юстиции Беларуси Елена Семенюк рассказала о самых популярных и редких именах, которые давали детям белорусские родители в 2020 году.

Автор: Марина Носова

Обозреватель, журналист по призванию. Высшее техническое образование.