«Слабовато развивается» — В Минтруда назвали дату запуска пенсионной реформы в Беларуси. Воспользоваться смогут не все

«Надо провести ряд организационно-технических мероприятий, конечно же, к

В Беларуси добровольное пенсионное страхование планируется запустить с 1 октября 2022 года. Об этом в эфире телеканала "Беларусь 1" рассказала министр труда и социальной защиты Ирина Костевич.

«Надо провести ряд организационно-технических мероприятий, конечно же, к этому нужно подготовиться, надо будет доработать ряд программных ресурсов, чтобы без сбоя с 1 октября 2022 года человек мог либо прийти в страховую организацию и заполнить заявление, либо же в электронном виде через сайт подать заявление и заключить договор, чтобы вступить в эту систему», — пояснила министр.

По ее словам, сейчас в стране «достаточно слабовато развивается добровольное страхование как дополнительный элемент к государственному обеспечению».

«Уровень добровольного страхования сегодня всего лишь 5%, то есть это те работающие, которые пошли на добровольное пенсионное страхование», — сообщила она.

Заниматься всей этой системой будет РУП «Стравита», потому что «государство может гарантировать сохранность накопленных средств и ресурсов через государственную организацию».

Костевич отметила также, что в проекте указа предусмотрен механизм капитализации с учетом инфляции на протяжении накопительного периода.

Воспользоваться плодами пенсионной реформы смогут не все. Начинать накапливать можно будет не позднее, чем за 3 года до выхода на пенсию.

Что за изменения?

Как сообщал Телеграф, согласно новому механизму добровольной накопительной системы, работникам предложат уплачивать дополнительный взнос (обязательный сейчас взнос в 1% от заработной платы останется) на накопительную пенсию в размере до 10% заработка. Размер каждый сможет выбрать сам, но он не должен превышать 10%.

При этом одновременно с этим работодатель будет обязан делать соразмерные взносам работников доплаты. Если человек выбирает взнос 1%, 2% или 3%, то наниматель добавляет такой же процент. Но если выбирает 4% и выше (но не более 10%), то наниматель все равно добавляет 3%.

Уплачивать проценты работникам они будут из средств, предусмотренных на обязательный взнос в бюджет ФСЗН, который составляет 28%. Например, 3% уйдут на добровольное пенсионное страхование работника и 25% — в ФСЗН.

В чем риски?

При этом экономист Лев Львовский задается вопросом, «за счёт каких средств будет финансироваться эта реформа» в условиях дефицита ФСЗН и бюджета.

«Если все люди выберут отчислять по 10%, то это потребует от казны дополнительных 0.85 млрд руб. в год. Дополнительные издержки могут возникнуть из-за фискального мультипликатора», — полагает экономист.

Также, по его словам, непонятно, «кем как и куда будут осуществляться инвестиции нового пенсионного фонда», поскольку в стране «не развит фондовый рынок, юридическая система лежит в руинах». Кроме того, заявил Лев Львовский, «нынешний этап политического кризиса в Беларуси характеризуется крайне низким уровнем доверия государству и его институтам».

«Словом, данная реформа означает, что правительство говорит гражданам: — «Дайте ещё денег из вашей зарплаты, а мы обещаем через 10-20-30-40 лет, когда вы выйдете на пенсию, что-то там добавить». При этом, уверенности в том, что государство сиюминутно не потратит эти деньги на выплату тех же солидарных пенсий, покупку С-400 или гомельского флагштока, нет», — подчеркнул экономист.