Deutsche Welle: "Беларусь-Россия: кому нужнее кредит? "

Вопрос перехода на российский рубль в межгосударственных расчетах для Беларуси погоды не сделает — убеждены независимые эксперты

Вопрос перехода на российский рубль в межгосударственных расчетах для Беларуси погоды не сделает — убеждены независимые эксперты. Они также считают, что убедить Россию выдать еще один кредит Беларуси будет сложно.

О желании Беларуси получить кредит в 100 миллиардов российских рублей заявил на днях вице-премьер белорусского правительства Андрей Кобяков.

В настоящее время, по словам белорусского вице-премьера, 90 процентов белорусского экспорта в Россию оплачивается российскими рублями, а десять процентов другими видами валют. По словам Андрея Кобякова, белорусский импорт оплачивается лишь на 40 процентов российскими рублями, а на 60 процентов долларами и евро.

«Мы относимся с пониманием к предложениям российской стороны, давайте полностью перейдем к расчетам на российские рубли, — предложил отметил вице-премьер белорусского правительства, — Но для того, чтобы заместить доллары и евро российскими рублями, нужны определенные кредитные ресурсы и, естественно, не по рыночным ценам».

Если следовать логике Андрея Кобякова, новый кредит нужен исключительно в целях придания российскому рублю статуса региональной валюты. Вместе с тем, как заявил журналистам заместитель министра финансов России Дмитрий Панкин, его страна не рассматривает просьбу Беларуси о предоставлении кредита в 100 миллиардов рублей в обмен на переход на расчеты в рублях во взаимной торговле. И, как считают независимые эксперты, шансы на убеждение российской стороны в необходимости предоставления нового займа у белорусов не велики.

Кредит — не спасение

Как считает бывший глава Национального банка Беларуси Станислав Богданкевич, повлиять на принятие Россией благоприятного решения относительно кредита сложно, таких возможностей у Беларуси нет. «Россия всегда может выкрутить нам руки, а не наоборот», — отмечает эксперт.

При этом, по его словам, логично было бы, если бы говоря о региональной валюте, Россия хотя бы пересмотрела контракты на нефть и газ. «Сам подход, что договоры составляются в долларах, в евро, а платить придется в российских рублях, не является правильным. Ведь он ничем не обоснован», — считает бывший глава Нацбанка Беларуси.

В то же время, по мнению Станислава Богданкевича, для Беларуси переход на российский рубль не снимает основной проблемы — дефицита торгового баланса. И в этой связи новый кредит также не станет панацеей.

Нейтральный фактор

Руководитель исследовательского центра Мизеса экономист Ярослав Романчук также считает, что в новом кредите искать спасение для белорусской экономики не стоит. «Переход на российский рубль для отдельных субъектов может и стать благом. Однако для страны в целом он будет нейтральным фактором, потому что от этого стабильность белорусского рубля едва ли увеличится», — отметил экономист.

С другой стороны, на его взгляд, соглашаться на предложение по провозглашению российского рубля в качестве региональной валюты смысла нет.

«Какая разница — что покупать на бирже: российские рубли или доллары», — указывает Ярослав Романчук и подчеркивает, что переход на российский рубль в таком режиме внесет больше сумятицы и бардака между субъектами хозяйствования, чем при сохранении существующей схемы.

В любом случае, считает экономиста, сейчас для Беларуси с Россией лучше «поддерживать худой мир, нежели пытаться на нее давить», поэтому желание получить кредит необходимо четко аргументировать. То есть досконально прописать все блага, которые в результате становления российского рубля как региональной валюты получат кредиторы.

Андрей Алехнови, белорусская служба Deutsche Welle

Как вам новость?
Головоломки