Кобяков: надо жить по средствам

По итогам работы в 2014 году не было выполнено большинство важнейших параметров прогноза социально-экономического развития Беларуси. Об этом 17 февраля на заседании Совета министров заявил премьер-министр Андрей Кобяков. Так, темп роста ВВП составил 101,6% при прогнозе 103,3%, рост производства в промышленности составил 1,9%, в сельском хозяйстве — 3,1%.

Разрабатывая программу деятельности на 2015 год, правительство проанализировало несколько сценариев развития, исходя из ситуации в мире. Проведены консультации с партнерами Беларуси по Таможенному союзу, выработаны соответствующие меры по каждому сценарию. Однако, отметил премьер, реализация любого сценария невозможна без соблюдения двух основных условий: жить надо по средствам и эффективность работы отечественных предприятий должна быть существенно повышена, сообщили в правительстве. 

В пятилетку власти займутся сдерживанием инфляции

В проекте программы деятельности правительства на 2015 год стоят задачи по сдерживанию инфляции, восстановлению доверия к рублю и дедолларизации экономики. Срочные рублевые депозиты по-прежнему должны быть более доходными по сравнению со вкладами в иностранной валюте. Правительство будет придерживаться жесткой денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, гибкого курсообразования. Приоритет в госкредитовании будут отдавать проектам с высокой степенью готовности, экспортно ориентированным и быстроокупаемым, передает БелТА.

Рост цен в ближайшей пятилетке должен быть ниже 10% в год. Власти будут стараться насытить потребительский рынок товарами и услугами по доступным ценам, улучшить регулирование деятельности субъектов хозяйствования, доминирующих на рынках, и естественных монополий. Делать это планируется за счет мониторинга ситуации с ценами на потребительском рынке, развития механизма внутренних интервенций для балансировки спроса и предложения без резкого роста цен. Власти намерены оперативно проводиться антимонопольные расследования для пресечения ценовых сговоров, а тарифы на ЖКХ (кроме тарифа на капремонт) ежеквартально индексировать в размерах, не превышающих темпов роста зарплаты.

В целях финансовой устойчивости государства запланировано разработать процедуры утверждения, оценки эффективности и контроля предоставления налоговых льгот, аналогичных программам прямых расходов. Расходы республиканского и местных бюджетов будут оптимизированы для исполнения внешних обязательств.

Во внешнеэкономической политике планируется переориентировать товарные потоки на новые рынки, сохранив присутствие на традиционных, повысить эффективность системы стимулирования экспорта, увеличить доступность экспортного кредитования и страхования. Для этого планируется продлить действия указа №466 от 24 сентября 2009 года на 2015-2016 годы и разработать Национальную программу поддержки и развития экспорта на 2016-2020 годы. Соотношение между экспортом товаров и объемом промпроизводства должно быть не ниже 65%.

Ожидается, что «Белэксимгарант» совместно с «Эксар» (Россия), «КазЭкспортГарант» (Казахстан) и «ЭСАА» (Армения) создаст перестраховочный экспортный пул. Планируется принимать меры для снятия тарифных и нетарифных барьеров во взаимной торговле стран ЕАЭС. 

На евразийском пространстве планируется системно поработать над ликвидацией изъятий и ограничений на рынках стран ЕАЭС, над созданием общих подходов к скоординированной промышленной и агропромышленной политике, над концепциями формирования общих рынков электроэнергии, газа, нефти и нефтепродуктов. Среди других важных векторов сотрудничества обозначены ЕС и Китай (планируется участие в проекте «Экономического пояса Шелкового пути»), Индия, ОАЭ, Катар, страны Юго-Восточной Азии, Латинской Америки и Африки.

Беларусь намерена усилить взаимодействие с МВФ, Группой Всемирного банка, ЕБРР, расширить участие в программах ООН по развитию человеческого потенциала, перейти к активной фазе подготовки проекта итогового доклада, который устанавливает пакет обязательств Беларуси как члена ВТО, возобновить сотрудничество с Европейским инвестиционным банком.

Инвестполитику Совмин нацелевает на концентрацию ресурсов на проектах с высокой степенью готовности. Структуру использования инвестиций планируется изменить в пользу средств производства (машин, оборудования и технологий). Планируется разработать стратегию привлечения прямых иностранных инвестиций до 2020 года, подготовить проект закона о государственно-частном партнерстве, усовершенствовать механизмы финансирования государственных программы и мероприятий. Для этого планируется подготовить проект госрешения о внедрении новой системы распределения средств, отмену заявительного принципа при формировании госпрограмм, создание равных условий для получения субсидий на возмещение затрат по инвестпроектам на конкурсной основе. 

Правительство намерено улучшить систему госрегулирования экономики, повысить эффективность работы госпредприятий, в том числе через повышение инициативности и ответственности руководителей. Для этого возможна подготовка законопроекта о государственном индикативном планировании и прогнозировании социально-экономического развития Беларуси, а также разделение функций государства как регулятора и как собственника. Планируется принятие новой редакции закона о борьбе с коррупцией и принятие мер для повышения профессионализма госслужащих, их мотивации на достижение качественных результатов.

Кроме того, планируется принять концепцию управления госимуществом до 2020 года. Ожидается добровольное объединение в холдинги предприятий, выводимых из-под ведомственного контроля.

Как вам новость?
Головоломки