Тянем-потянем, вытянуть не можем. Экономический обзор за неделю

Третья неделя апреля началась с попытки РФ напомнить Беларуси о необходимости выполнения своих обязательств по поставке нефтепродуктов. После того как российское минэнерго решило уточнить методику определения «существенной разницы», Беларусь возобновила отгрузку нефтепродуктов в РФ. Понятно, что не в полном объеме, но остроту проблемы удалось снять.

РФ также планирует изучить вопросы поставок сухого молока из Беларуси, так что стоит ожидать подвижек и по этой проблеме. РФ еще интересуют совместные проекты с Беларусью, но этот интерес становится все меньше и меньше. Проект с МАЗом уже выпал из этого списка. Скорее всего, вместе с самим МАЗом, чья судьба совсем не радостна. И все это на фоне снижения взаимного товарооборота.

Сохраняя рентабельность внешних поставок, с внутренними проблемами все сложнее. Например, программа модернизации деревообработки так и не вышла даже на самоокупаемость, поэтому льготы продлены еще на несколько лет. Прибыль предприятий за первый квартал 2015 года в сравнении с аналогичным периодом 2014 года сократилась в 2 раза, зато убытки выросли в 3 раза.

Более-менее удается поддерживать стабильность только на финансовом рынке. За счет монетарных методов Нацбанку удалось обеспечить стабильность на валютном рынке. Объемы обязательной продажи валютной выручки вернулись на докризисный уровень в 30%. Но цена оказалась высока: произошло падение объемов производства и, соответственно, сокращение ВВП на 2%, кредиторская и дебиторская задолженности растут уже который месяц.

Все активнее предвыборная кампания. Каждую неделю задерживают какого-либо чиновника средней руки за противоправную деятельность. Поблажек нет и для детей бывших чиновников. Зато пересмотрено дело экс-директора «Борисовдрева». Он вполне может повторить чудесную историю экс-руководителя МАЗа, который из мест заключения пересел в кресло директора ведущего предприятия.

Получила продолжение тема ужесточения наказания за нарушения в хозяйственной деятельности: планируется ввести уголовную ответственность за нарушение порядка ведения бухгалтерского учета и/или хранения финансовых документов, повлекших неуплату налогов в бюджет в крупном размер.

Начались возвраты депозитов вкладчикам «Дельта-Банка». Возмещение остатков средств субъектам хозяйствования планируется осуществлять во второй половине года.

Прояснилась ситуация с экспортными нефтепошлинами. Их объем сократился соразмерно снижению цен на нефть. То есть вместо запланированных год назад 2-2,5 млрд долларов, Беларусь получит около 1 млрд долларов, и перед минфином стоит задача найти источник для замещения выпадающих 1,5 млрд долларов. Что-то вроде получается: по словам премьера Беларуси, согласована с российским правительством пролонгация текущих белорусских долгов на будущие периоды (по российским госкредитам и кредиту ЕАБР). Еще в планах у минфина подписать новую программу с МВФ и ЕАБР. Еще интереснее взгляд на «Восточное партнерство», которое Беларусь интересует как источник финансовой помощи. На худой конец, рассматривается вопрос с привлечением валюты на внешних рынках с помощью суверенных заимствований. Правда, тут подвели рейтинговые агентства, которые понизили рейтинг белорусских гособлигаций.

Но все это еще только планы, поэтому Беларусь продолжает многовекторную политику поиска ресурсов. Причем руководитель Беларуси готов встречаться даже с третьесортным чиновником из Китая, если это может помочь найти деньги. Непонятно только, почему причиной затягивания совместных проектов названы недоработки белорусских чиновников – деньги же нужны как раз Беларуси. Видимо, Китай под обещания денег не дает.

Владимир Артюгин, главный редактор журнала «ВЭД и валютное регулирование, специально для Telegraf.by