Постановление № 666: так ли оно опасно? — экспертное мнение

27 августа вступило в силу постановление Совета Министров № 666 от 6 августа 2015 года (далее – Постановление № 666).

Данное Постановление уже наделало много шума в СМИ, чем и вызвало страх у импортеров. Эксперты юридической фирмы COBALT специально для Telegtaf.by разбираются в том, что оно предусматривает и так ли опасно Постановление с номером 666?

Постановлением № 666 введено требование о государственной санитарно-гигиенической экспертизе для каждой партии ввозимой продукции зарубежного производства.

Напомним, что до вступления в силу Постановления 666 гигиеническая регистрация проводилась однократно при первом ввозе товара и действовала на длительный срок. Необходимость проведения гигиенической экспертизы было установлено еще в 2012 году Законом Республики Беларусь от 07 января 2012 года №340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Государственная санитарно-гигиеническая экспертиза это установление соответствия (несоответствия) объектов, подлежащих государственной санитарно-гигиенической экспертизе, требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 1 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Перечень объектов, подлежащих государственной санитарно-гигиенической экспертизе, был утвержден еще Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 июля 2012 года № 635 (далее – Постановление №635).

В перечень Постановления № 635, в частности, включены: пищевые продукты, товары для детей (игры и игрушки, постельное белье, одежда, обувь, учебные пособия, мебель, коляски, сумки), парфюмерно-косметические средства, средства гигиены полости рта, полимерные, синтетические и иные материалы, предназначенные для применения в строительстве, на транспорте, а также для изготовления мебели и других предметов домашнего обихода, мебель, текстильные швейные и трикотажные материалы, содержащие химические волокна и текстильные вспомогательные вещества, искусственная и синтетическая кожа, текстильные материалы для изготовления одежды и обуви, строительное сырье и материалы, бытовая техника, автомобильные компоненты (лакокрасочная продукция, масла, тормозные жидкости и проч.) и ряд иных товарных позиций.

В то же время, согласно разъяснениям Министерства здравоохранения, которое осуществляет санитарно-гигиеническую экспертизу, от 03 сентября 2015 г. экспертиза проводится только в отношении продукции, на которую установлены требования гигиенической безопасности и разработаны соответствующие методики их определения.

Отметим, что нововведение также не распространяется на продукцию, которая подлежит государственной регистрации. Напомним, что такой регистрации подлежит впервые производимая и впервые ввозимая в Беларусь продукция согласно перечню продукции, представляющей потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, установленному законодательством. В данный перечень, в частности, включены алкогольная продукция, минеральная вода, органические продукты.

Поскольку Республика Беларусь является членом Евразийского экономического союза, то приоритет должны иметь, прежде всего, нормы законодательства, принятого в рамках Евразийского экономического союза.

В рамках Евразийского экономического союза в настоящее время приняты и действуют Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденные Решением Комиссии Таможенного союза № 299 «О применении санитарных мер в Таможенном союзе».

В связи с этим, к объектам государственной санитарно-гигиенической экспертизы должны относиться товарные позиции исключительно с учетом требований Решения Комиссии Таможенного союза № 299.

Вместе с тем, позиция регулирующих органов Республики Беларусь в настоящее время в отношении объекта экспертизы является не однозначной.

Срок проведения санитарно-гигиенической экспертизы (с учетом лабораторных исследований и подготовки необходимых документов) – около 30 календарных дней. Стоимость может варьироваться в зависимости от товара.

Отметим, что государственная санитарно-гигиеническая экспертиза продукции зарубежного производства осуществляется до выпуска продукции в реализацию (т.е. для ввоза продукции на территорию Беларуси представление санитарно-гигиенического заключения не требуется).

Согласно разъяснениям Министерства здравоохранения государственная санитарно-гигиеническая экспертиза не проводится в отношении:

  • товаров, ввозимых для собственных нужд;
  • товаров секонд-хенд;
  • беспошлинной торговли;
  • гуманитарной помощи;
  • выставочных и рекламных образцов продукции, не предназначенных для реализации и использования на территории Республики Беларусь;
  • товаров с ограниченным сроком годности (до 30 дней).

 

Отметим, что на продукцию, ввезенную на территорию Республики Беларусь до 27 августа 2015 года, требование о необходимости наличия санитарно-гигиенического заключения не распространяется.

Думается, что Постановление № 666 является своеобразным барьером для импорта и защищает внутренний рынок, тем самым в какой-то мере, снижая инвестиционную привлекательность Республики Беларусь.

Несмотря на последние разъяснения Министерства здравоохранения, многие вопросы остаются спорными, в основном, связанные с товарной номенклатурой, подпадающей или не подпадающей под экспертизу, в связи с чем по конкретной партии зарубежного товара рекомендуем обращаться с запросом в территориальные центры гигиены и эпидемиологии.

Как вам новость?
Головоломки