Беларусь просит денег у ЕС на организацию Малого приграничного движения

Введение малого приграничного движения на белорусских границах потребует 1 трлн рублей, заявил в своей статье в газете "Советская Белоруссия" председатель Госпогранкомитета Леонид Мальцев. По его словам, на введение МПД на белорусско-литовской границе нужно не менее 612 млрд рублей, на белорусско-польском участке — около 450 млрд.

А срок их освоения — не менее двух лет при бесперебойном финансировании и одновременном выполнении работ на всех объектах, что реализовать крайне сложно. Необходимо решить вопрос возобновления пешеходного движения на всех автодорожных погранпереходах и повысить статус ряда пунктов упрощенного пропуска до международного. Для этого следует выделить отдельные направления следования для пешеходов, установить тротуары, ограждения, турникеты, освещение, системы видеонаблюдения и информирования, модули пограничного и таможенного контроля. Также нужно создавать сервисные зоны под "электронную очередь" в автодорожных пунктах пропуска, залы ожидания и места несения службы пограничных нарядов на железнодорожных станциях, провести реконструкцию аварийного моста в «Домачево».

Сейчас, заявил Леонид Мальцев, возможности ГПК не соответствуют перспективам повышения нагрузки. Он отметил, что на границе с Литвой и Польшей 24 погранперехода, подходящих для решения задач введения малого приграничного движения. При этом фактическая пропускная способность большинства пунктов пропуска ощутимо превышает проектную. Например, предполагалось, что через "Песчатку" на польском направлении в сутки будут проходить 255 машин и 800 человек, по факту — 600 единиц транспорта и 1200 граждан. На белорусско-литовском участке суточная проектная пропускная способность "Котловки" составляет 1000 авто и 2500 человек, на самом же деле — 1740 и 3170 соответственно.

Госпогранкомитет рассчитывает на международную помощь в организации малого приграничного движения (МПД). «При этом вопросы финансовых вложений следует решать не только с позиции правительств, но и доноров международной техпомощи. В частности, в рамках программ Евросоюза по трансграничному сотрудничеству на 2014-2020 годы "Добрососедство: Латвия-Литва-Беларусь" и "Добрососедство: Польша-Украина-Беларусь"», — уверен Леонид Мальцев.

За счет их реализации, например, можно установить в пунктах пропуска, обеспечивающих МПД, отдельную автоматизированную систему пограничного контроля (АСПК) граждан, пересекающих границу в упрощенном порядке. При этом оборудование пограничной инфраструктуры должно быть выполнено в паритетном порядке одновременно как на белорусской, так и на сопредельной территории.

Леонид Мальцев также сообщил, что сейчас на стадии завершения находятся белорусско-литовские межгосударственные процедуры по изменению статуса пункта упрощенного пропуска "Лоша-Шумскас" на международный. Продолжается проработка вопроса о повышении статуса до международного аналогичных погранпереходов "Видзы-Твярячюс" и "Мольдевичи-Адутишкис". Такие же перспективы изучаются в отношении переходов "Дотишки-Эйшишкес" и "Поречье-Латежярис".

В Беларуси под действие МПД, которое позволяет посещать соседние страны в упрощенном режиме, подпадает 202 города и сельских совета с общей численностью населения около 1,7 млн человек (около 18% населения страны). Из них на литовском направлении — 113 городов и сельсоветов (около 600 тыс. человек), польском — 89 аналогичных административно-территориальных единиц с населением около 1,1 млн граждан. В Польше и Литве этим движением могут быть охвачены 93 административные единицы: соответственно с 600 тыс. жителей (1,5% населения Польши) и с 800 тыс. (27,5%, включая Вильнюс). 

Как вам новость?