Азбука финансов: родителям о финансовой грамотности детей

Дети получают в школе новые знания по различным предметам. Но, наверное, единственный важный и необходимый для их будущего урок, который они не проходят, это умение грамотно обращаться с деньгами. Сегодня специалисты Национального банка расскажут, как помочь детям освоиться с финансами.

Когда следует начинать обучение детей обращению с деньгами? Как можно раньше.

С самого раннего возраста дети пристально наблюдают за взрослыми, копируют поведение своих родителей, их отношение к разным вещам, в том числе и к деньгам. Чтобы у ребенка сложилось правильное представление о деньгах, родителям важно объяснить, что такое деньги, почему их нужно зарабатывать и экономить.

Хороший способ обучения детей финансовым вопросам — рассказывать правдивые истории о деньгах, где главными героями являются сами родители либо другие знакомые ребенку лица, родственники или друзья семьи. Личные примеры очень хорошо подходят, чтобы рассказать детям о финансовом состоянии семьи и о способах его улучшения.

Процесс обучения финансовой грамоте можно сделать для детей не только полезным, но и увлекательным делом. Например, показав ребенку домашнюю бухгалтерию наглядно на цифрах.

Для этого надо записать на чистом листке одной цифрой общий семейный доход, потом из этой суммы вычесть расходы за квартиру, телефон, сумму долгов или кредита в семье. Далее из оставшейся суммы необходимо вычесть расходы на продукты, покупку необходимых предметов одежды, плату за мобильную связь, общественный транспорт и бензин для автомобиля.

Если приближаются какие-то праздники или день рождения, выделить определенную сумму на покупку подарков. Подросшему ребенку эксперты советуют поручать совершать покупки в магазине самостоятельно, выделять карманные деньги, купить ребенку первый кошелек, учить тратить деньги с умом, объяснять, почему важно откладывать сбережения, и что происходит, когда накоплений нет.

При походе с ребенком в магазин, необходимо обращать внимание на стоимость товаров.

Чем старше становится ребенок, тем реже ему следует давать карманные деньги. Младшему школьнику – ежедневно, в средней школе – раз в неделю, в старшей – раз в месяц. Таким образом, у него будет развиваться навык планирования собственных финансов. Он будет учиться принимать обдуманные финансовые решения и нести за них личную ответственность.

Школьника надо учить подсчитывать деньги, которые он собрал, заработал и потратил за этот промежуток времени, а потом вписывать в таблицу получившиеся суммы.

Многие дети, получив определенную сумму денег на руки, сразу же без раздумий тратят ее на сиюминутные желания. Ребенку следует объяснить, что деньги, которые человек получает в руки, налагают на него определенную ответственность, причем независимо от возраста.

Перед тем, как делать покупки, необходимо сопоставлять свои возможности и желания, составить ясное представление о том, что и сколько нам необходимо, а без чего можно и обойтись. Можно рассказать, что в разных магазинах существуют различные цены и, к примеру, на рынке лучше покупать свежие овощи, а в магазине около дома – хлеб и ватрушки к чаю.

Необходимо дать возможность ребенку самому выбирать покупки и расплачиваться за них, а также поговорить с ним о ценности и полезности вещей, обсудить разные варианты возможных покупок на определенную сумму денег. Можно привлекать детское внимание и интерес к действительно ценной и нужной вещи, поясняя ее преимущества. Сравнивая, не стоит осуждать его за выбранную покупку. При этом можно смело высказать свое мнение. А за разумное расходование средств семейного бюджета и экономность ребенка необходимо похвалить.

Деньги, подаренные ребенку, пусть остаются его личной собственностью. Тем не менее, можно обсудить, как он будет распоряжаться своими финансами: потратит на покупку или, может быть, положит их на депозит.

Несмотря на то, что большинство ”детских“ банковских продуктов разработаны все же для их родителей, тем не менее, они очень полезны для финансового воспитания ребенка. Банки предлагают своим клиентам выпуск дополнительных детских карт к основной карте.

Каждый банк самостоятельно определяет условия предоставления платежных карт детям. Чтобы оформить дополнительную карту на ребенка, необходимо обратиться в банк, который обслуживает платежную карту одного из родителей, с заявлением о выпуске дополнительной карты. Также необходимо предоставить свидетельство о рождении или паспорт ребенка. В процессе приобщения ребенка к использованию банковской платежной карты, обязательно надо объяснить ребенку правила безопасного обращения с ней.

Родители имеют возможность контролировать трансакции, совершенные при помощи дополнительных платежных карт. Узнать, где, когда и сколько ребенок потратил, родитель может в выписке по счету основной карты, а также в режиме реального времени посредством СМС-информирования или в интернет-банке.

К тому же он может установить лимит расходования средств для своего ребенка (ежедневный, еженедельный или ежемесячный), сроки и способы использования карты. Если ребенку исполнилось 14 лет, можно оформить основную платежную карту на имя юного владельца собственного счета.

Как вам новость?