Государственно-частное партнерство в Беларуси: возможности и перспективы

В Беларуси вступает в силу закон "О государственно-частном партнерстве". Закон обеспечивает правовое регулирование государственно-частного партнерства (ГЧП) в Беларуси, регулирует общественные отношения, складывающиеся в процессе заключения, исполнения и расторжения соглашений о ГЧП и направлен на привлечение инвестиций в экономику страны. Накануне вступления закона, корреспондент Telegraf.by в беседе с экспертами обсудил правовое регулирование в связи с принятием закона и новые возможности для белорусских компаний.

 

Дмитрий Березовский, начальник Центра ГЧП при Министерстве экономики, считает, что наличие специализированного закона по вопросам государственно-частного партнерства служит своего рода индикатором проводимой политики государства в этой области и является стимулирующим фактором для частного бизнеса, заинтересованного в реализации инфраструктурных проектов на принципах ГЧП.

Государственно-частное партнерство в Беларуси: возможности и перспективы

По мнению эксперта, развитие сотрудничества государства и бизнеса в Беларуси связано с насущной потребностью страны в развитии инфраструктуры и ограниченными возможностями бюджета. Это первоочередная предпосылка для правительств всех стран развивать механизм государственно-частного партнерства.

 

Дмитрий, есть ли у Беларуси планы сотрудничества с иностранными компаниями?

На сегодняшний день, для реализации пилотных проектов при выборе частного партнера, одним из основных критериев отбора будет наличие опыта реализации проектов в области государственно-частного партнерства.

У зарубежных компаний, которые на данный момент проявляют заинтересованность в отобранных пилотных проектах, такой опыт имеется.

Причем, в зарубежной практике, при реализации подобных проектов, ядром консорциума (частной совместной компании) обычно выступает компания, которая имеет опыт либо специализируется в в определенном секторе экономики. К примеру, это может быть транпортная инфраструктура или инфраструктура ЖКХ, социальная и так далее.

В то же время, заходя в страну с целью реализации проекта ГЧП, любая международная либо иностранная частная компания заинтересована в сотрудничестве с местными компаниями, занятыми в данном секторе экономики и полностью владеющими информацией законодательного, стратегического, налогового, иного характера в Беларуси. Иными словами, владеющими опытом и знаниями в конкретном сегменте.

 

На 2016 год у правительства РБ есть планы по инвестиционным проектам. В качестве источников финансирования указаны внебюджетные средства. Планирует ли государство сделать белорусский бизнес сделать одним из основных инвесторов своих проектов?

Возможно. Но что касается реализации инфраструктурных проектов на принципах государственно-частного партнерства, то, опять же, одним из основных критериев отбора будет наличие опыта  реализации бизнесом таких проектов.. К настоящему времени в Беларуси нет реализованных проектов, основанных на принципах ГЧП.

 

Чего ждет бизнес от ГЧП? Дешевых кредитов? Уменьшения бюрократии? Может быть, налоговых льгот?

Для бизнеса такое сотрудничество может иметь целый комплекс преимуществ: налоговые льготы, отдельные преференции, распределение рисков реализации проекта с государством, зачастую кредиты на более выгодных условиях, так как финансовые институты также конкурируют за право финансировать проект ГЧП.

Но главное — стабильность получения дохода на вложенный капитал на протяжении всего срока реализации проекта, что составляет в среднем 15 — 30 лет.

 

Какие проекты уже реализуются? Что планируются в будущем?

В настоящее время отобраны семь пилотных проектов. Они проходят стадию подготовки.

Приступить к их реализации можно будет только после их детального технико-экономического обоснования, с подготовкой соответствующей проектной и конкурсной документации для выбора частного партнера и заключения соглашения о государственно-частном партнерстве.

Что касается планируемых перспективных проектов, то некоторые из них могут быть отобраны в будущем из Национального инфраструктурного плана на 2016-2030 год.

 

Государственно-частное партнерство в Беларуси: возможности и перспективы

 

Ольга Полозова, старший юрист международной юридической фирмы COBALT, уверена, что одной из главных возможностей, открывающихся для белорусских компаний в связи с реализацией закона, станет новый опыт.

Государственно-частное партнерство в Беларуси: возможности и перспективы

Так как в сфере ГЧП реализуются в основном достаточно масштабные и дорогостоящие инфраструктурные проекты, то белорусские компании получают возможность поучаствовать в таких проектах, на первых порах, возможно, в консорциуме с опытными международными компаниями, получить необходимые навыки и знания и, впоследствии, реализовывать такие проекты, как в Беларуси, так и за рубежом. 

Также, несмотря на то, что проекты ГЧП обычно реализуются в социально-значимых сферах: здравоохранение, социальные услуги, транспортная инфраструктура, все же это коммерческие проекты, предполагающие рассчитанную рентабельность и прибыльность для частного партнера, а также дополнительные гарантии-компенсации от государства.

 

Кто может выступать субъектом ГЧП?

Непосредственно субъектами ГЧП или участниками соглашения о ГЧП выступают государственный партнер в лице уполномоченного государственного органа или организации и частный партнер. Частным партнером может быть белорусское или иностранное юридическое лицо, иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом или индивидуальный предприниматель.

Также, в проектах ГЧП принимают участие финансирующая организация – банк, инвестиционный фонд, если проект реализуется не за бюджетные средства и профессиональный консультант (технический, юридический, финансовый и т.д.)

 

Какие этапы реализации проектов ГЧП определены на данный момент?

Процесс реализации проекта ГЧП достаточно долгий и включает в себя 4 этапа:

  1. Подготовка, рассмотрение и оценка предложения о реализации проекта ГЧП;
  2. Принятие решения о реализации проекта государственно-частного партнерства – в случае положительной оценки предложения;
  3. Конкурс по выбору частного партнера для заключения соглашения о государственно-частном партнерстве, который также проводится в 2 этапа – предварительный отбор и непосредственно определение победителя;
  4. Заключение с победителем конкурса соглашения о ГЧП и его исполнение.

 

Алевтина СНЕЖИНА

Как вам новость?
Головоломки