ЕБРР и СИБ помогут Беларуси улучшить качество и эффективность системы водоснабжения

Европейский банк реконструкции и развития и Северный инвестиционный банк работают с белорусским правительством над финансированием крупных инвестиционных проектов в сфере водного хозяйства. Их цель – улучшение качества и эффективности системы водоснабжения, а также снижение влияния очистки сточных вод на окружающую среду. Хотя Беларусь не имеет прямого выхода к Балтийскому морю, некоторые крупные реки текут туда.

Нынешние инвестиции являются первым шагом на пути модернизации водного сектора. Помимо инвестиций, для достижения устойчивого полезного эффекта для населения и для окружающей среды необходимы существенные институциональные и стратегические изменения.

В процессе переговоров о заключении кредитного соглашения с банками белорусское правительство взяло на себя ряд обязательств:

  1. Поднять тарифы на воду до уровня, обеспечивающего 100%-ное покрытие затрат

  2. Унифицировать тарифы для всех групп потребителей

Предприятия, оказывающие услуги водоснабжения, испытывают финансовые трудности из-за жесткой тарифной политики, которая не дает им возможности покрывать понесенные расходы без субсидий. Унификация тарифов на местном уровне означает ликвидацию перекрестного субсидирования, которое, по сути, является дискриминационным по отношению к важным группам потребителей.

Тарифная реформа должна была завершиться к 2017 году. Однако данные временные рамки были признаны слишком жесткими и будут расширены.

Существующая система централизованного принятия решений ведет к более глубокому спаду технологического и финансового уровня предприятий водного хозяйства. Искусственное занижение тарифов на коммунальные услуги делает водоканалы зависимыми от государственных субсидий. Водоканалы претендуют на средства госбюджета вместе со школами, больницами, детскими садами и другими учреждениями и в данном списке приоритетов находятся далеко не на первом месте. Это объясняет ухудшение предоставляемых услуг и недостаток местного финансирования инвестиций.

Акционирование и эффективное управление

Все коммунальные услуги, приносящие доход, такие как централизованное теплоснабжение, водоснабжение и канализация, утилизация твердых отходов и т.д., должны функционировать независимо от городских администраций. Преобразование унитарных предприятий в акционерные общества будет важным шагом в управлении современными коммунальными хозяйствами. В то же время предприятия водоснабжения будут по-прежнему оставаться во владении городских администраций на 100%.

Тарифы в акционерных обществах будут устанавливаться в соответствии с прогнозами бизнес-планов. Решения по тарифам принимаются наблюдательными советами, члены которого представляют интересы собственника (городских администраций) и потребителей. Каждый водоканал устанавливает собственные тарифы, основываясь на текущих инвестиционных программах и локальных условиях ведения деятельности. В большинстве стран тарифы подтверждаются профессиональным регулятором для обеспечения защиты и баланса интересов потребителей и водоканалов.

Для того чтобы превратить водоканалы в кредитоспособные организации, которые могут выполнять свои текущие и долгосрочные финансовые обязательства по отношению к местным и международным кредиторам, должны быть проведены важные институциональные изменения. Необходимо разделять понятия поставщика услуг (муниципалитет) и производителя услуг (водоканал). Предоставление услуг водоснабжения и водоотведения всегда будет оставаться зоной ответственности городских администраций, однако производство услуг может передаваться акционированному предприятию или даже передаваться на аутсорсинг.

Корпоратизированные водоканалы будут иметь более легкий доступ к местному или международному финансированию, особенно если они выступают владельцами основных активов. Они должны оставаться юридическими лицами в муниципальной собственности и основывать свою деятельность на ежегодно обновляемом долгосрочном Плане корпоративного развития. Современное управление коммунальными службами заменит жесткую муниципальную иерархию. Только лишь юридической трансформации из унитарного предприятия в акционерное общество недостаточно.

Отношения между городской администрацией и корпоратизированным водоканалом основываются на Договоре об оказании услуг, который прямо указывает на права и обязанности обеих сторон и устанавливает измеримые требования к эффективности деятельности водоканалов. Улучшенный Договор об оказании услуг становится необходим, когда водоканал станет менее зависим от решений городской администрации. Показатели эффективности будут основываться на ежегодно обновляемом Плане корпоративного развития, который утверждается наблюдательным советом водоканала.

Реструктуризация тарифов

Тарифы на водоснабжение и водоотведение для населения утверждаются местными исполнительными комитетами (руководствуясь одобрением Министерства экономики). Тарифы для бытовых потребителей одинаковы по всей стране и субсидируются в рамках порога потребления, который составляет 140 литров воды в сутки на человека. Таким образом, тарифы для индивидуальных потребителей не покрывают затраты полностью и субсидируются перекрестным методом из тарифов коммерческих потребителей и из государственных источников. Субсидии выделяются центральными и местными властями исходя из сложившейся ситуации и по мере потребности во избежание кризиса ликвидности.

Процесс тарифной реструктуризации требует значительного повышения тарифов для населения. Однако, поскольку на данный момент плата за воду искусственно занижена, тарифы после повышения будут по-прежнему доступными для подавляющего большинства домохозяйств. В то же время тарифы для юридических лиц могут быть снижены.

ЕБРР и СИБ помогут Беларуси улучшить качество и эффективность системы водоснабжения

Диаграмма: Тарифы, полностью возмещающие расходы, на пути к унификации (Диаграмма отражает реальные трансформации, которые требуются в существующем белорусском предприятии водного сектора)

В будущем несубсидируемые, полностью покрывающие расходы комбинированные тарифы на водоснабжение и водоотведение будут варьироваться от 1 BYN/м3 до 3 BYN/м3  это приемлемый уровень по международным стандартам.

Корректировка тарифов для достижения полного покрытия расходов должна быть осуществлена в течение 2-3 лет. Меры социальной поддержки по защите уязвимых слоев населения необходимо предпринять до корректировки тарифов. Городские администрации должны разработать необходимые социальные схемы.

Услуги, доступные всем

Хотя требуемое повышение тарифов существенно, они все еще останутся на доступном уровне. Общепринятый критерий доступности тарифов устанавливает долю чистого месячного дохода, которая может быть потрачена на водоснабжение и водоотведение, на уровне не выше 3%. В водоканалах, участвующих в проекте, необходимое повышение тарифов не выводит их за рамки данного ограничения.

После повышения тарифов месячный счет за услуги водоснабжения и водоотведения для семьи из четырех человек (родители и двое детей), потребляющих 500 л воды в день, составит 15-40 BYN – это доступная сумма для большинства потребителей. Детальный анализ доступности тарифов должен быть выполнен каждый в своем городе.

Повышение тарифов является оправданным только в том случае, когда были приняты все меры для снижения операционных затрат, причем должны быть затронуты все их компоненты, включая затраты на оплату труда, электричество, обслуживание, топливо, материалы и химикаты, а также администрацию. Значительно сэкономить средства также возможно путем аутсорсинга непрофильных услуг и ликвидации неиспользуемых активов.

Субсидии – только для социально незащищенных слоев населения

Принимая во внимание тот факт, что белорусское правительство делает акцент на равенстве и социальной справедливости, существующая тарифная политика сектора коммунальных услуг создана для удержания тарифов для населения на низком уровне. Следовательно, она имеет мало общего со стоимостью предоставления услуг. Правительство первоначально заявляло, что Беларусь придет к полному покрытию затрат на предоставление коммунальных услуг, включая водоснабжение и водоотведение, к 2017 году. Однако на сегодняшний день не было достигнуто существенного прогресса в данном направлении, особенно в сфере водного хозяйства.

Отказ от субсидирования всех домашних хозяйств позволит оказывать социальную поддержку незащищенным слоям населения – пенсионерам, безработным, молодым семьям и т.д., которые не могут оплачивать повышенные тарифы. Подавляющее большинство домохозяйств в состоянии оплачивать такие тарифы.

Еще одна обязанность правительства – устранить перекрестные субсидии в сфере услуг водоснабжения и водоотведения. Более высокие тарифы для юридических лиц облегчат финансовое давление на водоканалы, но возложат чрезмерное бремя затрат на других потребителей воды. Устранение перекрестного и прочего субсидирования неизбежно приведет к повышению тарифов для домохозяйств.

Водоканалы должны быть ликвидными

Существующий кризис ликвидности водоканалов является следствием (1) тарифов, которые не покрывают затраты, (2) задержек выплат субсидий государственными и местными властями, и (3) отсутствия эффективных принудительных мер взыскания просроченной дебиторской задолженности с юридических лиц.

В то время как существуют санкции против индивидуальных потребителей за неуплату или просрочку платежей за услуги водоснабжения и водоотведения, эффективных мер воздействия на юридические лица нет. В случае неплатежеспособности потребителя – юридического лица, услуги водоканала останутся неоплаченными за весь период реструктуризации или процесса банкротства.

Водоканалы не могут прекратить предоставлять услуги водоснабжения и водоотведения муниципальным образованиям, поскольку и те, и другие подчинены городским администрациям. Плата за услуги водоснабжения и водоотведения имеет меньший приоритет по сравнению с оплатой труда, налогов и электричества. В результате этого просроченная дебиторская задолженность продолжает накапливаться.

Существующая система сбора платежей с домохозяйств на основе раздельных счетчиков воды ведет к значительным потерям со стороны водоканалов и усугубляет проблемы с ликвидностью. Водоканалы должны установить единые контрольные счетчики во все многоквартирные и индивидуальные жилые дома. Показания единого счетчика должны быть единственным источником информации для выставления счетов. Счетчики должны принадлежать водоканалам и подлежать систематической проверке. Вопрос о том, как распределить счет за воду внутри дома, следует оставить на усмотрение владельцев квартир. Клиентом водоканала должен считаться многоквартирный или индивидуальный жилой дом, он и будет получать единственный счет на оплату.

Зависимость от субсидий разрушает современное управление

Водоканалы имеют очень ограниченные возможности влияния на централизованный процесс установления тарифов. Как результат, финансирование водоканалам выделяется по усмотрению городских властей в зависимости от финансовых приоритетов лиц, принимающих решения на месте.

С бухгалтерской точки зрения субсидии не признаются как регулярный доход. Не существует контрактов, устанавливающих обязательства местных бюджетов по выплате субсидий водоканалам с указанием конкретных сумм на основании финансовых оценок водоканалов на период выделения субсидий.

В существующих условиях водоканалы вынуждены применять исключительные меры для поддержания ликвидности. Об инвестициях в устойчивое развитие в этих условиях речь не идет. Водоканалы прилагают все усилия для погашения неотложных финансовых обязательств, таких как счета за электроэнергию, эксплуатацию и техническое обслуживание. Отсутствуют финансовые средства для замены сетей или других долгосрочных инвестиций. Очевидно, что, находясь в таком трудном финансовом положении, водоканалы не могут выполнять свою роль удовлетворительным образом.

Поскольку взыскание долгов с домашних хозяйств не является проблемой, необходимо сосредоточиться на контроле оплаты юридическими лицами. Если частные предприятия не платят по счетам за воду, необходимо прекращать предоставление услуг. Проблему просроченной дебиторской задолженности государственных клиентов – бюджетных организаций и государственных предприятий – необходимо решать в срочном порядке. Необходимо изменение законодательства и установление дисциплинарных мер за неоплату или нарушение сроков оплаты.

Срочно требуются решения правительства

Водный сектор был тщательно проанализирован местными и международными экспертами. Вывод: реформа водного сектора возможна и, безусловно, необходима. Повышение тарифов кажется значительным на фоне существующего искусственно заниженного уровня, тем не менее, после повышения тарифы останутся вполне доступными. В конечном итоге реформа пойдет на пользу и потребителям, и государству, т.к. приведет к оздоровлению экономики.

В интересах правительства безотлагательно принять следующие решения:

  1. Корпоратизировать водоканалы и преобразовать их в акционерные общества в муниципальной собственности.

  2. Позволить водоканалам принимать тарифные решения, одобренные профессиональным, неполитическим регулятором.

  3. Поднять тарифы в течение 2-3 лет до уровня, который покроет 100% операционных и капитальных затрат.

  4. Унифицировать тарифы для населения и юридических лиц.

  5. Устранить субсидии.

  6. Представить новое законодательство для взыскания долгов с юридических лиц.

 

Как вам новость?