Мнение бизнеса: «На строительном рынке остались крепкие игроки, которые смотрят вдаль»

Недавно исполнилось 10 лет с тех пор, как крупнейший производитель металлоконструкций для строительства компания Ruukki Construction начала работать в Беларуси. Владимир Глюза, директор представительства Ruukki Construction в Беларуси, рассказал об инвестиционной привлекательности Беларуси, о том, как молодым людям решать свой жилищный вопрос и как, по его мнению, развивается строительный рынок Беларуси.

О современном экономическом состоянии Беларуси и инвестиционной привлекательности

— Белорусский рынок, на мой взгляд, является одним из самых перспективных с высоким потенциалом, который до конца не использован. Кризис — это выжидательная позиция клиента. В это время все больше компаний строятся и развиваются. Это самое правильное время для того, чтобы перестроить свой бизнес и занять конкурентную нишу. По правилам кризиса выживают всегда сильнейшие, наиболее эффективные компании.

Я думаю, что белорусская экономика растет. Поднимается и строительный сектор. Это мы видим по количеству запросов в наш офис. Мы идем правильными шагами вверх. В Беларуси очень кризисоустойчивая нация, так сказать подготовленная. Такие перемены в экономике позволили стране задействовать резервы, которые ранее были не использованы.

Что касается инвестиционной привлекательности, то самым важным фактором здесь является центральное расположение страны. Оно очень выгодное. Это среднее положение между западом и востоком. Нашей компании, например, это позволяет размещать в Беларуси представительство и использовать квалифицированные кадры. Плюс рынок, который перестроился, он изменился к лучшему и в продуктовой линейке. Новые продукты, которые здесь появляются, становятся очень востребованными в других странах Европы. Успех белорусской IT-индустрии тоже всем виден и понятен.

Есть некоторые бюрократические сложности для бизнеса и иностранных инвесторов, но сейчас готовится экономическая реформа, о которой говорил вице-премьер. Именно она позволит многим иностранным инвесторам и бизнесменам посмотреть на белорусский рынок по-другому. От себя могу сказать, что я вижу, как работают в Беларуси многие иностранные компании. Они только увеличивают свое присутствие здесь. Это говорит о том, что экономическая ситуация в стране позволяет им успешно развиваться. Это я говорю только о компаниях, связанных со строительством. Помимо этого, есть IT-сектор, который развивается здесь сумасшедшими темпами. 

Мнение бизнеса: «На строительном рынке остались крепкие игроки, которые смотрят вдаль»
Мнение бизнеса: «На строительном рынке остались крепкие игроки, которые смотрят вдаль»

О сферах, которые нужно развивать в стране

— Имея такое хорошее расположение, в Беларуси просто необходимо развивать логистическую отрасль. Имея хорошую инфраструктуру, дороги, имея квалифицированных водителей, этот сектор нужно развивать еще активнее.

В Беларуси очень красивая природа. Туризм — очень перспективное направление для Беларуси. Можно посмотреть опыт Грузии, которая за три года сделала прорыв в этом направлении. Мы тоже делаем существенные шаги на пути развития туризма. Например, безвизовый въезд для 80 стран.

Далее, зеленая энергетика у нас развивается не в полной мере, на мой взгляд. Это перспективное направление. Производство чистых продуктов — очень популярный в мире бизнес. 

Мнение бизнеса: «На строительном рынке остались крепкие игроки, которые смотрят вдаль»
Мнение бизнеса: «На строительном рынке остались крепкие игроки, которые смотрят вдаль»
Мнение бизнеса: «На строительном рынке остались крепкие игроки, которые смотрят вдаль»

О строительном рынке Беларуси

— Любой бизнесмен, который идет в стройку, он думает о сроках окупаемости своего проекта. В Беларуси это растягивается на 2-3 года. Кредиты были дорогие. За последние три года на рынке остались крепкие игроки, которые смотрят вдаль. Они вовремя пересмотрели свои портфели, расходы на материалы, людей, а также поменяли стоимость, то есть получили более конкурентные цены, снизив себестоимость затрат.

Чтобы снизить себестоимость строительства, нужен правильный инжиниринг еще на стадии проектирования. Сегодня в Беларуси есть ряд специалистов, которые применяют современные высокотехнологичные решения. К сожалению, не всегда финальное решение остается за людьми, которые понимают технологию процесса. Зачастую заказчик или подрядчик пытаются оптимизировать стоимость проекта, и не всегда эта оптимизация идет на пользу долгосрочной экономической эффективности проекта. То есть использование более дешевых материалов приводит к большим затратам в долгосрочном периоде, хотя в рамках проекта идет снижение стоимости. Это специфика всех рынков бывшего СССР.

Также многие наши клиенты, доверяя строителям или проектировщикам, не думают об эксплуатационных характеристиках здания. В Европе, когда дом достраивается, человек получает паспорт дома, где четко прописано, сколько этому дому нужно тепла, электричества и так далее. Беларусь, к сожалению, к этому только подходит.

Наша компания разработала серию домов Т-16. Это здания, которые строились на основе металлокаркаса с несущим профлистом, который позволял 16-этажный дом собрать в полном комплекте за 7 месяцев. Такая технология на 30% эффективнее, то есть дешевле бетона. Опыт такого строительства есть в Казахстане, так как там более лояльные требования пожарной инспекции. В Беларуси эту работу мы даже не начинали из-за существующих барьеров, на преодоление которых у нас пока нет времени. Думаю, в следующем году мы его реализуем.

Что касается перспектив развития строительного рынка, то я бы хотел вспомнить о введенных еврокодах, по которым страна жила девять месяцев. При этом у нас нет ни одного производителя арматуры еврокодов. Их отменили буквально на прошлой неделе. Когда потрясения такого рода будут меньше отражаться на строительной отрасли, тогда этот сегмент будет расти. 

Мнение бизнеса: «На строительном рынке остались крепкие игроки, которые смотрят вдаль»

О жилищном вопросе в Беларуси

— Я знаю, что в Беларуси остро стоит жилищный вопрос, особенно для молодых людей. Из-за невозможности решить свой жилищный вопрос, заработать достаточное количество денег молодые люди просто уезжают в другие страны. Должен отметить, что такая проблема есть не только в Беларуси.  В Латвии, Литве происходит то же самое, только еще активнее.

Уехав за границу, кем становятся наши молодые люди? Обычными работниками. Если же они видят себя владельцами бизнеса, руководителями предприятия, они должны искать свое место в Беларуси, работать на те компании, которые могут помочь им решить в том числе и жилищный вопрос. Я думаю, что такие компании в Беларуси уже появляются.

Фото: Павел Садовский

Как вам новость?