Эксперты из Армении и Украины: стресс-тесты помогут сделать БелАЭС максимально безопасной

Еще один важный этап реализации проекта строительства собственной атомной станции в Беларуси позади: межведомственная рабочая группа подготовила и передала на рассмотрение Еврокомиссии Национальный доклад о целевой переоценке безопасности (стресс-тестах) Белорусской АЭС. Почему им придается такое значение? И как прохождение стресс-тестов может повлиять на безопасность будущей АЭС?

Отправной точкой в истории с проведением стресс-тестов для АЭС стал 2011 год — год аварии на Фукусимской АЭС. Казалось бы, современный проект, реализованный и введенный в эксплуатацию столь развитой в технологическом отношении страной, как Япония, и вдруг — такие тяжелые последствия природного явления, которое, хотя и отличалось огромной силой, все-таки не было для этого региона чем-то исключительным.

Александр Трифонов, заместитель генерального директора по научной работе ГНУ «ОИЭЯИ-Сосны», доктор технических наук, член Межведомственной рабочей группы по подготовке Национального доклада о целевой переоценке безопасности Белорусской атомной электростанции:

— Авария на АЭС «Фукусима» показала, что мы слишком оптимистично относились к природным условиям. Опыт Фукусимы был тщательно изучен, были проведены очень крупные конференции в МАГАТЭ (мне довелось в них участвовать), и главной причиной аварии были признан человеческий фактор, который проявился в таких моментах, как проектирование АЭС и подготовка персонала.

Стала очевидной необходимость более глубокого изучения данных по природным катаклизмам. Так и возникло предложение о проведении стресс-тестов — анализ всех систем безопасности, которые имеются на станции, не только на устойчивость к землетрясениям, но также на возможность затопления, потери внешнего источника электроэнергии и развития тяжелых аварий.

Эта процедура стала обязательной для всех действующих и строящихся станций на территории Европейского союза. Пошла на этот шаг и Беларусь — на добровольной основе, не являясь членом ЕС. Все-таки наша страна — новичок в строительстве АЭС. И еще раз убедиться в безопасности выбранного проекта было для нее не менее важно, чем продемонстрировать зарубежным партнерам готовность к открытому и конструктивному сотрудничеству.

Опыт прохождения стресс-тестов по аналогичной с Беларусью методике имеют и другие страны, не входящие в ЕС, — в частности, Армения и Украина.

Гера Севикян, заместитель генерального директора Армянской АЭС:

— Армения добровольно приняла на себя обязательство по разработке Национального отчета относительно всеобъемлющей оценки рисков и безопасности (стресс-теста): Армянская АЭС находится в сейсмической зоне и для нас проведение стресс-тестов позволяет определить дополнительные механизмы защиты станции от возможных внешних угроз, в том числе и землетрясений.

Аналогичные стресс-тесты были проведены и в Беларуси. Без сомнения, этот факт окажет положительное влияние на повышение уровня надежности строящейся станции. Она получит возможность оперативного реагирования на возможные риски, и, как следствие, безопасной эксплуатации в будущем. Проведение стресс-теста в Беларуси позволит также нивелировать опасения ряда оппонентов, особенно из приграничных государств, являющихся членами ЕС, по поводу безопасности строящейся в Островце АЭС.

Зотеев Олег Евгеньевич,доцент кафедры АЭС Одесского национального политехнического университета (Украина):

— После аварии в Чернобыле украинские блоки находятся под пристальным вниманием МАГАТЭ и нам надо выполнять все пожелания экспертов, чтобы наработать кредит доверия. Прохождение стресс-тестов подтвердило уверенность в безопасности станций. Кроме того, это дополнительная психологическая поддержка для общества. А для специалистов и сотрудников станций стресс-тесты — дополнительный повод взглянуть на оборудование свежим взглядом и заметить назревающую проблему. Для строящейся БелАЭС стресс-тесты также будут очень полезны.

Стресс-тесты, по сути, представляют собой разовую внеплановую целевую проверку устойчивости АЭС к экстремальным внешним воздействиям: землетрясениям, затоплениям и экстремальным погодным условиям, которые с малой долей вероятности, но все-таки могут случиться в Беларуси (сильные ветры, смерчи, дожди, крупный град, пыльные бури, сильные метели, снегопады, обледенения, туманы, засухи и экстремальные температуры), а также их различным комбинациям. При проведении стресс-тестов также учитываются вероятные последствия, вызванные воздействием природных факторов, — сбои электроснабжения (вплоть до полного обесточивания) и потеря конечного поглотителя тепла, отводимого от реакторной установки.

Стресс-тесты на Белорусской АЭС проводились на протяжении 2016 года. К работе были привлечены специалисты генерального проектировщика и главного конструктора реакторной установки Белорусской АЭС (ОКБ «Гидропресс»), специалисты НИЦ «Курчатовский институт», ГНУ «ОИЭЯИ-Сосны». Затем межведомственная рабочая группа в составе представителей Национальной академии наук Беларуси, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерства здравоохранения, МИД, МЧС и Белорусской АЭС подготовила тот самый доклад, который был представлен белорусской общественности и передан для рассмотрения в Европейскую комиссию.

Выводы, к которым пришли авторы национального доклада и которые теперь предстоит проверить европейским экспертам, подтвердили безопасность строящейся Белорусской АЭС. Если бы события, по своей тяжести аналогичные произошедшим на Фукусиме, повторились в нашей стране, станция пережила бы их воздействие без негативных для населения и персонала последствий. По самым консервативным расчетам, Белорусская АЭС способна выдержать землетрясение интенсивностью 6-7 баллов по 12-балльной шкале MSK-64 (от сильного до очень сильного), а запаса прочности основного оборудования реакторной установки хватит, чтобы выдержать землетрясение интенсивностью до 8 баллов.

Защищена строящаяся АЭС и от затопления: она расположена на 51,5 метра выше максимально возможного уровня подъема воды и на достаточном удалении от водных каналов.

В общем и целом, согласно данным Национального доклада, природные воздействия, вплоть до самых маловероятных, поодиночке и даже в комплексе, угрозы безопасности Белорусской АЭС не представляют — в том числе и в случаях, если в результате воздействия неблагоприятных факторов станция будет полностью обесточена или произойдет потеря теплопоглотителя. Защитные системы, предусмотренные проектом, справятся с такими серьезными нештатными ситуациями.

Впрочем, как отметила начальник Департамента по ядерной и радиационной безопасности МЧС Республики Беларусь и руководитель межведомственной рабочей группы по подготовке Национального доклада Ольга Луговская, документ и выводы, которые в нем изложены — это не окончательная оценка, а первый шаг на пути к тому, чтобы сделать Белорусскую АЭС максимально безопасной:

— Наша задача — не давать гарантии того, что ничего не произойдет (самые маловероятные события, как показывает практика, все-таки случаются), а повышать уровень безопасности нашей АЭС. Конечно же, стресс-тесты позволили оценить дополнительные запасы безопасности. Национальный доклад — это только начало, и те меры, которые планируется разработать по итогам его подготовки, будут направлены на повышение запасов безопасности. И этот процесс мы готовы вести бесконечно.

В течение этого года будет сформирован план мероприятий по усилению безопасности — в том числе с учетом рекомендаций европейских экспертов, если таковые последуют. Договоренность о рассмотрении ими национального доклада уже достигнута, выработаны правила проведения партнерских проверок. И уже в марте 2018 года ожидается приезд команды европейских экспертов в Беларусь.

Как вам новость?