Гарантии безопасности БелАЭС: от стресс-тестов до спецподразделения МВД

Главное, чего ожидают жители Беларуси от строящейся в стране АЭС, — ее безопасность. Гарантировать то, что Белорусская АЭС будет отвечать всем существующим требованиям, призван целый комплекс мер.

Белорусская АЭС строится в строгом соответствии с принятыми в Республике Беларусь и международными нормами — в первую очередь с требованиями Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Беларусь активно взаимодействует с международными организациями — в частности, с МАГАТЭ, Еврокомиссией и ENSREG — и реализует проект строительства БелАЭС открыто и транспарентно. Это подтверждается большим количеством визитов зарубежных экспертов на площадку станции и позитивными отзывами о реализации проекта.

В январе 2017 года на Белорусской АЭС прошла миссия по оценке площадки и проекта площадки с учетом внешних воздействий (SEED-миссия: Site and External Events Design). Согласно заключению Агентства, площадка и проектные параметры станции соответствуют международным требованиям к устойчивости по отношению к опасным внешним воздействиям: параметры проекта станции учитывают характерные для площадки внешние угрозы, такие как землетрясения, наводнения и экстремальные погодные условия, а также события, вызванные человеческим фактором.

Эксперты отметили исчерпывающий характер существующей в стране системы мониторинга опасных внешних воздействий и эффективность выполненного Беларусью анализа потенциальных угроз. Итоговый отчет о результатах проведения SEED миссии на Белорусской АЭС был размещен в открытом доступе на сайте Министерства энергетики Беларуси.

Также в ноябре 2017 года Беларусь направила в Еврокомиссию и представила общественности Национальный доклад о целевой переоценке безопасности БелАЭС (стресс-тестах) и их проверке на соответствие так называемым «постфукусимским требованиям»: стандартам, принятым после аварии 2011 на АЭС «Фукусима» и призванным гарантировать безопасность АЭС даже в случае отказа основных систем или в результате внешних воздействий.

Согласно его выводам, все сооружения «ядерного острова» и системы, обеспечивающие безопасность объекта, спроектированы с учетом нагрузок в том числе от действия воздушной ударной волны и удара легкого самолета. Реакторные установки способны безопасно выдержать даже крайне маловероятное землетрясение интенсивностью 8 по шкале 8 MSK-64/EMS-98, при интенсивности в 7 баллов, определенной для «максимального расчетного землетрясения» АЭС.

В случае гипотетического наводнения и затопления помещений АЭС, располагающихся ниже уровня земли, угроза для реактора отсутствует. Даже в случае самых экстремальных погодных условий, таких как повышение температуры воздуха до 50С° или смерч со скоростью до 62 м/с, а также комбинации этих двух условий аварии не случится.

Эллина Александровна Михалычева, старший научный сотрудник ГНУ «ОИЭЯИ – Сосны» НАН Беларуси:

— Поскольку наш проект – поколение 3+, уже есть системы, которые предусматривают противодействие не только проектным авариям, но и запроектным. С их помощью можно обеспечить стабильное состояние станции без участия операторов даже при запроектных серьезных авариях. До семи суток станция может самостоятельно поддерживать свое безопасное состояние. Тем не менее, стресс-тесты были необходимы, чтобы убедиться в устойчивости станции, найти какие-то «узкие места». У нас не возникло вопросов по цунами или прорыву волны, нет вероятности затоплений от половодья, так как площадка размещена достаточно высоко. Не выявлено дополнительных воздействий от экстремальных погодных условий сверх тех, которые были рассмотрены при проектировании станции и выборе площадки. Рассмотрение и принятие дополнительных мер, которые могут быть предприняты для повышения устойчивости Белорусской АЭС к экстремальным воздействиям и их сочетаниям будут способствовать повышению уровня безопасности станции.

Специалисты еще раз акцентируют внимание на принципиальных технологических различиях в конструкции Белорусской АЭС и Чернобыльской АЭС, чтобы подчеркнуть невозможность повторения событий, аналогичных произошедшим в апреле 1986 г. Реактор РБМК-1000, который был установлен на ЧАЭС, не имел ни защитного корпуса, ни гермооболочки (контайнтмента), ни ловушек расплава — ключевых с точки зрения безопасности элементов реактора типа ВВЭР, которые будут установлены на Белорусской АЭС. Поэтому предполагать, что какие-либо происшествия на строящейся станции могут повлечь за собой последствия, аналогичные чернобыльским, просто нет оснований.

В проекте Белорусской АЭС предусмотрены четыре активных независимых канала систем безопасности, дублирующие друг друга, а также комбинация пассивных систем безопасности, работа которых обусловлена только законами физики и не зависит от «человеческих» факторов. В составе систем безопасности — устройство локализации расплава («ловушка расплава»), система пассивного отвода тепла из-под оболочки реактора (СПОТ) и система пассивного отвода тепла от парогенераторов.

Прежде чем выбрать проект будущей Белорусской АЭС, белорусские специалисты и ученые ознакомились со всеми предложениями мировых производителей атомных технологий и остановились на российском проекте ВВЭР-1200. И сейчас в Республике Беларусь сооружается первая атомная электростанция по российскому проекту с водо-водяным реактором ВВЭР-1200 поколения «3+» — самому прогрессивному и безопасному из существующих в настоящее время, — состоящая из двух энергоблоков суммарной мощностью 2400 МВт.

Проект соответствует самым строгим международным нормам и рекомендациям Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) по безопасности, отличается повышенными характеристиками безопасности и улучшенными технико-экономическими показателями. Технология ВВЭР на сегодняшний день является самой востребованной и апробированной в мире.

В настоящее время на разной стадии реализации находятся АЭС с реактором ВВЭР-1200 в Турции, Венгрии, Финляндии, Бангладеш и других странах. На Нововоронежской АЭС-2 аналогичный энергоблок уже сдан в промышленную эксплуатацию, а на первом энергоблоке ЛАЭС-2 под Санкт-Петербургом начат физический пуск. Таким образом, можно уверенно говорить о наличии референций и востребованности проекта, по которому строится Белорусская АЭС.

Станция будет надежно защищена не только от аварий и неблагоприятных внешних воздействий стихийного характера, но и от других угроз — в том числе террористических.

Территория вокруг Белорусской АЭС является стратегической зоной. Воздушное пространство над станцией полностью будет закрыто для пролета как самолетов, так и дронов и беспилотных устройств.

Указанные в проектной документации расчеты по падению самолета приведены на случай неумышленного попадания в воздушное пространство над Белорусской АЭС самолета малой авиации массой 5,7т со скоростью 100 м/с. Падение тяжелых ВС не рассматривается в силу крайне малой вероятности такого рода события (менее 10-6 1/год).

Для предотвращения возможных террористических угроз на Белорусской АЭС предпринимаются самые строгие мероприятия по обеспечению безопасности. Так, проникновение посторонних лиц, пронос запрещенных и неизвестных предметов на территорию станции полностью исключены мерами безопасности по охране периметра АЭС, за ее охрану отвечает специальное подразделение МВД в составе 300 военнослужащих. Но если предположить теоретическую возможность взрыва, то при взрыве 1 тонны тротила на расстоянии 60 метров избыточное давление составляет менее 30 кПа, или 0.3 кг/кв. см — при том, что контайнтмент (защитная оболочка реактора) способен противостоять значительно более высоким нагрузкам: до 7 кг/кв. см.

Как вам новость?