Топ явлений уходящего 2017 года в Беларуси

Уже почти подошел к концу 2017 год. В связи с этим корреспонденты Телеграфа решили вспомнить его наиболее яркие черты и поделиться с вами подборкой самых знаковых явлений уходящего года.

Нетунеядская весна

марш нетунеядцев в Могилеве

Начало 2017 года в Беларуси освежило в памяти события столетней давности, когда в феврале 1917 года в Российской империи была свергнута монархия. И хотя белорусские власти еще обладают достаточным запасом прочности, их же непродуманные инициативы расшевелили до этого спокойные белорусские города и вывели на улицы, казалось бы, электорат Александра Лукашенко.

О необходимости борьбы с тунеядцами власти начали заявлять уже давно. Так, еще летом 2013 года к этому призывал депутат Александр Ярошевич. А вскоре и исполнительные власти, в том числе в лице тогдашнего премьер-министра Михаила Мясниковича, нашли новый источник пополнения бюджета в 500 тыс. граждан, которые официально не работают и которых, по мнению представителей власти, из-за этого стоит за пользование благами «хрустального сосуда» обложить дополнительным налогом. Особо здесь стоит отметить чудеса эквилибристики белорусской статистики, которая говорит о 20-40 тыс. безработных при 500 тыс. неработающих.

В итоге 2 апреля 2015 года президент подписал декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества», согласно которому работающие менее 183 дней в году граждане должны платить сбор в 20 базовых величин. Но ни заявления экспертов о неконституционности декрета, ни сбор подписей против декрета оппозицией не интересовали ни власти, которое задумали «окончательное решение тунеядского вопроса», ни население, которое, видимо, ждало пока жареный петух клюнет.

А петух-таки клюнул. О том, что что-то не так, стало понятно еще в 2016 году, когда власти начали переносить сроки декрета, вносить в него экстренные правки, а «тунеядцы» решительно отказались платить наложенный на них сбор. Но чем ближе была крайняя дата уплаты налога на «тунеядцев», тем более напряженной становилась ситуация. А неудачные решения властей (как то утверждение унизительной процедуры, когда люди должны были доказать свою неспособность оплатить сбор) лишь подогревали недовольство.

И вот 17 февраля негодование прорвалось наружу, когда несколько тысяч человек прошлись несанкционированным «Маршем рассерженных белорусов» по центру Минска. После Минска многотысячные акции протеста переместились в регионы: Гомель, Брест, Витебск, Бобруйск, Барановичи, Гродно, Могилев, Орша, Молодечно, Пинск, Рогачев, Слоним. Во многих этих городах люди не протестовали десятилетиями, а таких масштабов там и не помнили. При этом среди протестовавших значительную часть составлял еще недавно ядреный электорат Александр Лукашенко, в том числе и пенсионеры, которые заявляли, что им или их детям/внукам просто не за что заплатить налог и негде найти работу.

Ошарашенные таким развитием событий власти сначала не знали, что делать. А 9 марта они были вынуждены приостановить работу декрета в 2017 году. Но в дополнение к прянику, власти добавили и кнут: Александр Лукашенко 9 поручил министру внутренних дел Игорю Шуневичу навести в стране «идеальный порядок», работать «на упреждение», вернуть обратно тех, кого «выпустили из застенков за прошлые деяния, если они не поняли», и «как изюм из булки выковыривать этих провокаторов».

И милиция принялась за дело. Уже 10 марта в Молодечно после несанкционированного митинга, который собрал от 500 до 1000 человек, были задержаны лидеры оппозиции из Минска: Виталий Рымашевский, Ольга Ковалькова, Юрий Губаревич, Анатолий Лебедько. 12 марта в Орше был задержан Павел Северинец. Попадали под горячую руку и простые митингующие и активисты, в том числе и после разрешенного властями в Минске шествия 15 марта. Зачастую задержания проводили люди в штатском без каких-либо опознавательных знаков, а сами задержания более походили на похищения людей неизвестными.

Самая главная акция протеста была назначена на День Воли в Минске 25 марта. Но народные протесты против «налога на тунеядство» закончились массовыми задержаниями как оппозиционных активистов, так и обычных людей. Сотрудники правоохранительных органов хватали и тащили в автозаки всех, кто попадался им под руку – пенсионеров, подростков, женщин. Общее число задержанных весной в разных городах Беларуси превысило 1000 человек, а акции протеста стали самыми массовыми со времен Площади 2010 года и молчаливых акций лета 2011-го.

Накануне Дня Воли власти начали также пугать жителей страны боевиками, которые якобы готовили в Беларуси теракты (уже через несколько месяцев чиновники, госСМИ и следствие об этом благополучно забыли). Началось все с того, что 21 марта Александр Лукашенко во время посещения в Могилеве предприятия "Кроноспан" заявил, что в Беларуси задержали боевиков с оружием, которые якобы готовились к провокации. «Мы уже несколько десятков задержали (не тех, что в автобусах, анархистов с масками), которые тренировались в лагерях с оружием», — отметил глава государства, добавив, что один из лагерей находился в районе Бобруйска и Осиповичей, другие располагались в Украине, Литве или в Польше.

По его словам, финансирование этой деятельности велось из-за рубежа через Польшу и Литву к нам. А задержать провокаторов удалось благодаря сознательным белорусам за границей: «Женщина (позже она стала известна как «фрау А.» — Телеграф) пришла в посольство и предупредила, официально написала письмо: готовится провокация. И мы начали разбираться».

В Литве и Украине почти сразу же опровергли эти заявления, как и информацию о машине с оружием, которая якобы прорвалась через белорусско-украинскую границу. При том что в Украину она и не заезжала.

Да и задержания «боевиков» начались не до, а после слов президента. На их роль были выбраны бывшие члены организации «Белый легион», военно-спортивного клуба из Бобруйска «Патриот» и незарегистрированной оппозиционной организации «Молодой фронт» — всего более 30 человек. К шельмованию задержанных активно подключились и государственные СМИ. Все задержанные, хотя и не участвовали в массовых акциях, были обвинены в подготовке массовых беспорядков (ч. 3 ст. 293 УК), половине из них еще дополнительно предъявили обвинения по более тяжкой статье — ст. 287 УК (Создание незаконного вооруженного формирования), которая предусматривает лишение свободы на до семи лет.

Но когда стало ясно, что приостановка декрета и действия силовиков свели протесты «нетунеядцев» на нет, а негативная реакция Запада может ударить по улучшавшимся отношениям с ним, дело стало потихоньку угасать. Первыми на свободу уже в апреле вышли оппозиционеры из «Молодого фронта», затем члены «Патриота» и, наконец, в июне, после более трех месяцев заключения, люди, связанные с «Белым легионом».

Еще 13 июня председатель КГБ Валерий Вакульчик признал, что фигурантам уголовного дела были предъявлены серьезные обвинения, но не хватало доказательств. В этот же день стало известно, что КГБ остановил уголовное преследование задержанных по делу "Белого легиона". А 27 ноября Следственный комитет прекратил уголовное преследование, передав его материалы в прокуратуру. В СК отметили, что действия фигурантов лишь формально содержат признаки создания незаконного вооруженного формирования.

При этом все забыли и о «фрау А.», и о «прорывавшемся» в Беларусь из Украины автомобиле с оружием, и о «подготовке терактов». Да и компенсация задержанным за заключение в СИЗО фигурантам дела «Белого легиона» также не светит.

Что касается дальнейшей судьбы самого декрета №3, то он претерпел серьезные изменения, и даже поменял название и смысл. Как заявляют в минтруда и соцзащиты (последнюю у нас видят в давлении на безработных), он больше не направлен на уплату сбора. Теперь его основная цель – обеспечение занятости населения. И хотя глава государства все еще заявляет о необходимости заставить работать «тех, кто сегодня может, но не хочет», он вместе с тем отмечает, что новая редакция декрета №3 должна быть приземленной и сбалансированной и дать возможность трудоустроиться людям, попавшим в трудную ситуацию.

С «тунеядцев» же никто сбор теперь собирать не будет. Вместо этого им выставят полный счет за льготируемые государством услуги в сфере здравоохранения, транспорте, ЖКХ. Но пока не совсем понятно, каким образом будет определяться статус человека: тунеядец он или нет. Также все время откладывается введение обновленной версии декрета.

Поправки в злосчастный документ передавали на подпись Александру Лукашенко еще с апреля, но они так и не были подписаны. Видимо, он все-таки понимает, что декрет № 3 – «мина замедленного действия». Но и отступить, официально признать свою неправоту он не может. По последней информации, обновленный декрет должен заработать с 1 января 2019 года.

Примечательно, что экономическое (не говоря уже о репутационном) обоснование «тунеядского» декрета власти за более чем четыре года так и не разработали. Как ответили в министерстве по налогам и сборам оппозиционному депутату Палаты представителей Анне Канопацкой, МНС «просто не учитывало их (расходы на обслуживание декрета – Телеграф) отдельно».

По подсчетам же депутата, только рассылка 400 тыс. заказных писем с уведомлением "тунеядцам" стоит около 1,3 млн рублей. И это не учитывая средств, которые расходуются на возврат уплаченных сумм по декрету №3. О том, что власти своим декретом разозлили до того спокойных белорусов, и говорить не стоит.

…но осадок остался

Александр Лукашенко и Владимир Путин

В 2017 году Беларуси удалось урегулировать с Россией нефтегазовый спор, который продолжался почти год. Так, были утверждены объемы поставок российской сырой нефти с 2017 по 2024 год в размере 24 млн тонн ежегодно трубопроводным транспортом. Правда, стоит отметить, что такой объем нефти уже должен был поступать в Беларусь с 2016 года, но этого не помешало России сократить его тогда до 18 млн тонн. Снижены поставки были и в первом квартале 2017 года.

До 2019 года включительно из этих 24 млн тонн 18 млн будут поставляться на переработку белорусским НПЗ, а 6 млн тонн — «перетаможиваться», а ввозные пошлины от «перетаможки» будут зачисляться в бюджет Беларуси. С 2021 года возможен (или невозможен) очередной рост поставок нефти в страну.

Помимо этого, с Беларуси обещали снять обязательство поставлять в Россию 1 млн тонн нефтепродуктов в год, что позволит сэкономить 150 млн долларов в год. Также установлен порядок определения цены на газ для Минска до 31 декабря 2019 года.

Что касается правил доступа к системе транспортировки газа, то теперь будут применяться нормы Евразийского экономического союза. Были оговорены также вопросы ценообразования и тарифной политики, чтобы минимизировать риски возникновения ценовых споров или двойственного, разного толкования правил в будущем.

Для увеличения поставок нефти Беларуси пришлось признать, а затем и оплатить долг перед «Газпромом» в размере 726,2 млн долларов. Правда, на эти цели Беларуси выделили 700 млн долларов кредита, а также третий, четвертый и пятый транши кредита Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР). В результате получения обещанных кредитов от России и ЕФСР долг Беларуси перед Россией составил 6,5 млрд долларов.

Общий экономический эффект для экономики Беларуси от нефтегазовых договоренностей белорусский вице-премьер Владимир Семашко оценил в 2,1 млрд долларов. Вместе с тем стоит напомнить, что, начиная нефтегазовый конфликт в 2016 году и отказываясь платить по 132 доллара за 1 тыс. кубометров газа, Минск заявлял, что цена должна быть 80 долларов. Но даже с учетом скидки цена за 1 тыс. кубометров далека от желаемой Беларусью.

Объявленные объемы поставок нефти, как говорилось, должны действовать с 2016 года. Но, как видим, в любой момент Россия может уклониться от достигнутых договоренностей. То же самое и с единым рынком газа – о его создании к 2025 году также говорилось еще в 2016-м.

Более того, чтобы получить увеличение поставок нефти и кредиты, Александр Лукашенко вынужден был подписать 11 апреля невыгодный для Беларуси Таможенный кодекс ЕАЭС, а также пакет связанных с ним документов. И это при том, что еще в октябре 2016 года премьер-министр Беларуси Андрей Кобяков обращал внимание «на регулярное принятие на национальных уровнях протекционистских по своей сути решений, противоречащих духу и букве союза». Также, говорил он, стороны неактивно двигаются к согласованной сельскохозяйственной политике, из-за чего субъекты хозяйствования жалуются на отсутствие равного доступа к госзакупкам и транзиту. Более того, по его словам, без устранения этих барьеров и без создания равных условий, Беларусь «едва ли сможет защитить интересы наших субъектов хозяйствования даже на территории союза».

Но Таможенный кодекс все-таки подписан белорусской стороной, хотя ни одна из перечисленных главой правительства проблем так и не была решена. Более того, уже 14 апреля 2017 года на саммите в Бишкеке Лукашенко фактически повторил слова Кобякова.

Итак, итогом развязанного белорусскими властями нефтегазового конфликта для Беларуси стали подписание невыгодного Таможенного кодекса ЕАЭС, рост кредитной нагрузки на экономику, падение ВВП и обещание Россией выполнить и так уже давно обещанное (в том числе перевода третьего и четвертого траншей кредита ЕФСР). Из положительного, Минску обещают скидку на газ, возможность не поставлять в Россию нефтепродукты, перетамаживать нефть и скидку на газ, правда, не такую большую, как хотели на Маркса, 38. При этом неизвестны подводные камни соглашений: что именно потребовали в Кремле, кроме подписания Таможенного кодекса, от Беларуси за перечисленные уступки. Также непонятно, учитывает ли заявленный общий экономический эффект власти Беларуси в 2,1 млрд долларов все потери страны за время конфликта (падение ВВП из-за недополучения нефти). Как и то, стоили ли эти соглашения и приведший к ним газовый демарш Минска, очередной, более тесной привязки страны к России.

Так что, хотя нефтегазовый спор разрешить удалось, осадочек, как говорится, остался. И в то время как стороны продолжают делать хорошую мину при плохой игре, общая оценка происходящего показывает, что «в друзьях согласья нет».

Так, остается вопрос цен на газ для Минска после 2019 года. Формально, с 1 января 2025 года цена газа для Беларуси должна сравняться с ценой в Смоленской области. Пока она вдвое выше. На сегодня конкретика есть лишь до 2019 года, а относительно 2020-2024 годов ведутся переговоры. По заявлению российской стороны, цена на газ после 2019 года будет оговорена не раньше апреля 2018-го. Да и уйти от монополии «Газпрома» Беларусь сможет только после 2025 года.

Есть разногласия между союзниками и в других важных для Минска отраслях. Так, Беларусь с 2018 года отказывается от импорта российской электроэнергии. По итогам переговоров с Россией по импортным закупкам электроэнергии было решено не закупать ее по ценам РФ, а замещать ее собственной выработкой.

Отказывается Беларусь и от настойчивой российской просьбы перенаправлять поставки белорусских нефтепродуктов из портов стран Балтии на российские, так как это невыгодно. Как отметил вице-премьер Владимир Семашко, часть поставок с белорусских НПЗ все же может пойти в российские порты, но не более 1 млн тонн.

Продолжаются и ограничения Россией поставок белорусской сельскохозяйственной продукции, в том числе Беларусь под давлением Москвы была вынуждена ограничить импорт сахара-сырца и других заморских товаров. И это при том, что Беларусь и так несет прямые убытки из-за запрета транзита санкционных товаров по территории РФ.

Разногласия продемонстрировали и совместные белорусско-российские учения «Запад-2017», когда стремящийся наладить отношения со странами ЕС не знал как реагировать на провокации со стороны российских военных, которые якобы отправили в Беларусь дополнительные войска. Апогеем «крепкой дружбы» между союзниками впервые стало нежелание Александра Лукашенко и Владимира Путина ехать на учения в другую страну. Да и похищение российскими спецслужбами украинских граждан в Беларуси доверия между сторонами не прибавило.

Но деваться с подводной лодки президенту Беларуси особо некуда, так как Россия все еще является главным экономическим партнером страны. Вот и приходится вымещать свою злость на совместных интеграционных образованиях, как СНГ или ЕАЭС, которые в Минске называют аморфными, бессмысленными, бесполезными и мало кому нужными организациями.  

Чуть ближе, но всё так же холодны

флаги беларуси и евросоюза

Более позитивно развивались отношения Беларуси со странами Запада, прежде всего с Европейским союзом, который на фоне российской агрессии в Украине решил сменить свой гнев в отношении Беларуси на милость, тем более что по сравнению с Владимиром Путиным и турецким Реджепом Тайипом Эрдоганом белорусский президент уже давно не является последним диктатором Европы. Да и Александра Лукашенко появление «зеленых человечков» в Крыму и российских «отпускников» на Донбассе наряду с уменьшением финансовых влияний из России вынуждает искать поддержки в других странах.

Наиболее ярким моментом в отношениях официального Минска с Западом стало упрощение визового режима, на которое Беларусь пошла в одностороннем порядке с 12 февраля. В соответствии с указом президента №8 «Об установлении безвизового порядка въезда и выезда иностранных граждан» в Беларусь разрешили въезжать на пять суток без визы в случае прилета в Национальный аэропорт Минск и вылета из него же гражданам 80 государств: всех стран ЕС и остальной Европы, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Мексики, Бразилии, Китая, Южной Кореи, Японии, ряда государств Латинской Америки, Вест-Индии, Аравийского полуострова, Африки, Азии и Океании.

Благодаря этому за февраль-ноябрь Беларусь по безвизовому режиму через Национальный аэропорт Минск посетили более 54 тыс. иностранных граждан из 67 стран мира, в том числе более 8 тыс. граждан Германии, около 5,5 тыс. — Польши, 4,5 тыс. – Италии, 4 тыс. — США и 3,8 тыс. — Великобритании.

И останавливаться на достигнутом белорусские власти не намерены. Так, уже с 1 января 2018 года срок безвизового пребывания иностранцев в ряде районов Брестской и Гродненской областей расширится соответственно с трех и пяти дней до десяти. Десятидневный безвизовый режим распространяется на Брест, Гродно, Бресткий, Жабинковский, Каменецкий и Пружанский районы Брестской области, Гродненский и Свислочский районы Гродненской (для посещения Беловежской пущи и Августовского канала). Также для туристов откроются дополнительные пункты пропуска на железнодорожных вокзалах и в аэропортах.

В целом в 2018 году безвизовый въезд в Беларусь через аэропорт могут увеличить до 10 дней, а затем планируется распространить его действие на все пункты пропуска. Кроме того, прорабатывается вопрос установления на 30 дней безвизового порядка въезда/выезда и пребывания в Беларуси на время проведения в Минске II Европейских игр для официальных участников соревнований и иностранных туристов. Отменят визовый режим и на период чемпионата мира по хоккею 2021 года, который пройдет одновременно в Беларуси и Латвии. Постепенно, как заявил глава МИД, безвиз может увеличиться до 30 дней.

Вместе с тем остается открытым вопрос о реализации Минском соглашения о малом приграничном движении с Польшей и Литвой, которое как раз и касается прежде всего приграничных районов Гродненской и Брестской областей. Пока же оно действует только на границе с Латвией.

В ЕС позитивно оценили введение белорусской стороной безвиза. Более того, по словам дипломатов, он будет способствовать возможному введению безвизового режима уже для белорусов со стороны Европейского союза. Пока же шенгенские визы для белорусов остаются самыми дорогими в регионе. В то время, как у Украины, Грузии и Молдовы действует с ЕС безвизовый режим, а в России визы стоят 35 евро, белорусам за них приходится платить 60 евро.

Для облегчения визового режима и уменьшения цены виз Минску еще предстоит подписать с ЕС соглашения о реадмисии и об упрощении визовых процедур. В МИД отмечают, что проект соглашения о реадмиссии полностью согласован, и уже в следующем году в Беларусь должна приехать делегация из ЕС для финальных переговоров по облегчению визовых формальностей. После того, как оба документа будут подписаны, шенгенские визы для белорусов подешевеют с 60 до 35 евро, а список документов для их получения убдет сокращен.

Стоит отметить, что Россия не смогла смотреть спокойно на визовое потепление Беларуси с Западом. Официально причиной нервозности со стороны российской стороны стало то, что иностранцы, приезжающую в Беларусь по безвизу, в том числе могут посетить и дестабилизировать «встающую с колен» Россию. В связи с этим накануне введения Минском безвиза Москва ввела пограничный режим вдоль границы с Беларусью, а также объявила об открытии международного пункта пропуска на трассе М1. А 78% россиян в официальном соцопросе вообще выступили за введение в ответ визового режима с Минском.

Результатом этого является в том числе и проведение консультаций между Минском и Москвой по проекту соглашения о взаимном признании виз. Как заявлял премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, это урегулирует вопросы въезда иностранных граждан и лиц без гражданства. Благо, что в Кремле передумали вводить с Беларусью визовый режим, в том числе на период чемпионата мира 2018 года по футболу, который, если его не перенесут, пройдет в России.

Признаком улучшения Беларусью отношений с ЕС стало также проведение в Минске сразу нескольких крупных международных форумов и первым за долгое время приглашение президента Беларуси на саммит Восточного партнерства. Так, в июле в Минске прошло заседание Парламентской ассамблеи ОБСЕ, а в конце сентября-начале октября – Совета конференций католических епископов Европы. Но, несмотря на проведение мероприятий в Минске, ни одно из них не обошлось без критики белорусских властей.

На заседании ПА ОБСЕ рассматривалось сразу две резолюции с критикой ситуации в Беларуси, а одна из них даже была принята, хотя и не вошла в итоговую декларацию. В последней выражалась обеспокоенность по поводу несоответствия выборов стандартам ОБСЕ, ограничений свободы собраний и демонстраций, массовых арестов, проблемы со свободой СМИ. Кроме того, в резолюции отмечалось, что в Беларуси сохраняется статья 193.1 УК, запрещающая деятельность от имени незарегистрированной организации, по-прежнему применяется смертная казнь. Раскритиковала резолюция и дело «Белого легиона» и наличие в стране как минимум еще двоих политзаключенных: Михаила Жемчужного и Дмитрия Полиенко. Официальному Минску это, ясное дело, не понравилось.

Не удалось Минску и продвинуть своего представителя в руководство ОБСЕ. Ожидалось, что бывшая замглавы белорусского МИД, а ныне посол в Вене Елена Купчина сможет занять пост генерального секретаря организации, но, как заявил российский министр иностранных дел Сергей Лавров, ряд западных стран категорически не поддержал белорусскую кандидатуру. В итоге она смогла лишь стать председателем 17-й сессии Генеральной конференции Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), что, конечно, также является достижением, но не таким, на которое рассчитывали в Минске.

И хотя действия западных санкций в отношении Минска приостановлены, Беларусь по-прежнему не является членом Совета Европы, крупнейшая партия ЕС, чьи представители возглавляют Европарламент, Еврокомиссию и Европейский совет, регулярно принимает заявления с критикой политики белорусских властей и призывом начать диалог с оппозицией, а отношения Минска и Брюсселя регулируются документом, подписанным еще в 1989 году между СССР и ЕЭС. И хотя стороны заявляют о готовности обсуждать подготовку базового соглашения, но пока о сроках подписания документа говорят лишь невнятные слова главы белорусского МИД Владимира Макея о том, что «это будет раньше, чем позже». Таким образом, и тут Беларусь является аутсайдером среди стран Восточной Европе. Даже Россия подписала базовое соглашение с ЕС еще в 1994 году.

На этом фоне президент Беларуси Александр Лукашенко впервые получил приглашение посетить саммит Восточного партнерства, который на этот раз прошел в Брюсселе 24 ноября. Но в связи с отсутствием явного прогресса в отношениях с ЕС, гарантированной критикой со стороны европейских политиков и возможным недовольством со стороны Москвы он променял международный форум в столице Европейского союза на поездку в Буда-Кошелево, якобы отменять ее было нельзя.

Так что отношения Беларуси со странами Запада сегодня чем-то напоминают цитату из песни «Землян»: «чуть ближе, но все так же холодны». При этом белорусские власти прекрасно знают условия, которые помогли бы им улучшить отношения с Западом (отменить смертную казнь, зарегистрировать партии и общественные объединения, освободить политзаключенных, изменить практики подсчета голосов на выборах и прочее), но пойти на них пока не решаются.

Оборона от минобороны

могила погибшего солдата Александра Коржича

Едва министерство обороны успело отдышаться от протестов против танковых репетиций в Минске и совместных с Россией учений «Запад-2017», как вновь попало под огонь критики со стороны общества. В учебной части под Борисовом умер солдат-срочник Александр Коржич.

21-летний рядовой Александр Коржич проходил службу в 72-м объединенном учебном центре подготовки прапорщиков и младших специалистов в Печах (Борисов). Его тело нашли в начале октябре в подвале здания медицинской роты. Он висел в петле из брючного матерчатого ремня, с перевязанными шнурком обуви ногами и одетой на голову майкой. 

Но заниматься расследованием причин смерти, выявившем серьезные проблемы с дедовщиной в части, власти начали только после начавшейся общественной кампании с требованием, в том числе, и отставки министра обороны Андрея Равкова. Под соответствующей петицией в интернете подписалось более 9 тыс. человек. Их подписи пересылались в министерство обороны, Палату представителей, Совет министров, Администрацию президента. Первоначально в минобороны пытались не реагировать на требования общественности. Более того, по их требованию заблокировали сайт с петицией, а сами военные вопреки законодательству начали требовать от подписантов подтверждения того, что они подписались под петицией. Саму петицию они назвали спамом.

Так же и следователи изначально в качестве предварительной версии назвали суицид, но родственники 21-летнего парня отказывались верить в нее и считали, что всему виной дедовщина в части, но в минобороны назвали это «слухами и домыслами». Тем не менее, вскоре СК возбудил по ч. 3 ст. 443 УК уголовное дело по факту нарушения уставных правил взаимоотношений.

После того как за ситуацией с расследованием гибели солдата стал следить президент Александр Лукашенко, как из рога изобилия посыпались сообщения о задержаниях в Печах. Так, командир и ряд должностных лиц командования воинской части, где служил погибший, были отстранены от должности за непринятие исчерпывающих мер по поддержанию строгого уставного порядка. Это же касается и тех лиц, которым солдат был подчинен по службе. Из рядов Вооруженных Сил уволили ряд должностных лиц 72-го ОУЦ за непринятие мер по предотвращению гибели военнослужащего: сержантов, а также начальника 3-й школы подготовки специалистов, начальника штаба – первого замначальника школы, командира учебной роты, старшины медицинской и старшины учебной роты.

Затем представители Следственного комитета выступили с официальным заявлением, в котором подтвердили, что сержанты и военные начальники действительно практиковали поборы «за спокойную службу» и даже назвали суммы, которые приходилось платить солдатам.

Однако министр обороны Андрей Равков выразил соболезнования родственникам погибшего Александра Коржича лишь через две недели после его смерти. Также минобороны вынужденно было дать ответ подписавшимся под петицией.

Примечательно, что Комитет солдатских матерей, которого, судя по названию, вопросы дедовщины должны волновать в первую очередь, подключился к расследованию смерти Александра Коржича далеко не сразу. При этом со своей критикой они обрушились не на виновных в гибели молодого человека, а на «некоторые такие силы у нас, которые хотят использовать вот этот несчастный случай» «в своих корыстных целях».

Позднее Следственный комитет опроверг информацию, что на теле погибшего солдата якобы не было живого места. По словам главы СК Ивана Носкевича, те следы на теле, которые родственники приняли за следы побоев, оказались трупными пятнами. В целом же на теле Александра Коржича не было зафиксировано ни единого повреждения, кроме странгуляционной борозды, рассказал он.

На сегодняшний день расследование продолжается. Им занимается центральный аппарат СК, обстоятельства гибели солдата устанавливают около двух десятков следователей. Следователи возбудили и соединили в одно производство уже 15 уголовных дел в том числе по фактам неуставных взаимоотношений, халатности, мошенничества. Примерно столько же военнослужащих фигурируют в деле, в том числе пятеро (среди них один офицер) находятся в статусе подозреваемых. По-прежнему отрабатываются три версии причины гибели: самоубийство, доведение до самоубийства и убийство.

Кроме того, СК затребовал все материалы проверок за последние шесть лет по фактам смерти и нанесения телесных повреждений военнослужащим для дополнительной проверки. Не исключено, что по некоторым делам решения об отказе в возбуждении уголовного дела или прекращения тех уголовных дел, которые были возбуждены, будут отменены. В частности, возобновилось расследование в связи с гибелью рядового Артема Бастюка, которого нашли мертвым в конце марта 2017 года и по делу которого также основной версией был суицид.

Само минобороны для профилактики нарушений уставных правил взаимоотношений, обеспечения безопасности военной начало изучение внутриколлективных отношений среди военнослужащих, проверку полноты и качества выполнения должностными лицами требований руководящих документов по предупреждению правонарушений. Основной упор сделан на работе в тех соединениях и воинских частях, где ранее возбуждались уголовные дела по фактам нарушения уставных правил взаимоотношений, а также были нарушения в обеспечении требований безопасности военной службы. Особой проверке подверглось и само министерство.

«Выявлены дичайшие факты преступной халатности ответственных лиц, их самоустранения от исполнения обязанностей, наличие изощренной системы издевательств, вымогания денежных средств, причем не только в отношении А.А. Коржича. И все это в учебном центре, где, в отличие от войск, несопоставимо проще навести образцовый порядок и организовать подбор младших командиров», — возмущен министр Андрей Равков, который намерен с беспощадной твердостью очищать Вооруженные Силы от лиц, не имеющих понятия офицерской чести.

Однако ответ минобороны на предложения кампании «Говори правду», которые в ведомстве назвали некомпетентными, показывает, что в работе военных с общественностью ничего не меняется. И к открытости они не готово. Да и к ответственности за гибель солдат никто выше руководства неблагополучной учебки в Печах привлечен не был. Находится на своем посту и министр, отставки которого требовали тысячи белорусов.

Как вам новость?