Сталин в Беларуси по-прежнему живее всех живых

25 января в частных кинотеатрах Минска (государственные от показа отказались) должна была выйти в прокат «тоталитарная комедия в вольной трактовке» британского режиссера Армандо Ианнуччи "Смерть Сталина", действие которой происходит в 1953 году — до и после смерти генсека СССР Иосифа Сталина и в которой высмеивается советская действительность и тотальный страх, царивший в СССР.

«Мы не ожидаем, что люди будут думать, будто каждый момент в фильме — документальный. Однако почти все основано на реальных событиях. Например, тот факт, что Сталин пролежал на полу весь день, потому что его охрана боялась открывать дверь. Не могли немедленно вызвать врача из-за «дела врачей», сначала звонили кому-то. Это мой пересказ истории, реальные события происходили на протяжении 3-4 месяцев, я сократил их до 12 дней, включая похороны», — отмечал режиссер фильма, фильмы которого ранее номинировались на «Оскар» и «Золотой глобус».

Выход ленты был анонсирован еще осенью. И до недавнего времени, как бы это ни звучало избито, ничего не предвещало беды. А пришла она из-за бугра: 23 января министерство культуры России отозвало прокатное удостоверение у фильма «Смерть Сталина», полученное им за неделю до того — 17 января.

Основанием для отзыва стал подпункт «д» пункта 20 правил, касающихся прокатных удостоверений, утвержденных постановлением правительством РФ. Согласно ему, прокатное удостоверение может быть отозвано в случае «выявления при публичной демонстрации фильма материалов, содержащих информацию, распространение которой запрещено законодательством Российской Федерации». 

На момент получения прокатного удостоверения претензий к фильму у российского минкульта не было. Но после прошедшего накануне в министерстве культуры РФ предпоказа картины ее осудили Общественный совет и общественные деятели. «Это фактически идеологическая борьба против нашей страны. Мы начали думать, как минимизировать эффект от этого фильма… Я думаю, что потом также будет обращение в суд», — заявил глава Общественного совета Юрий Поляков.

Также против показа «Смерти Сталина» выступили коммунисты, еще в 1956 году осудившие культ личности Сталина, но теперь, видимо, об этом забывшие. Так, зампред ЦК КПРФ Юрий Афонин заявил, что фильм «совершенно четко формирует негативное отношение к прошлому нашей страны». А первый зампред комитета по культуре Госдумы России Елена Драпеко заявила, что картина британского комика «подрывает устои российского государства». «Понятно, что это элемент информационной войны, понятно, что фильм сделан специально, чтобы оскорбить Россию и ее население», — заявила она.

По ее словам, «большей гадости» она вообще никогда не видела. «Это абсолютный пасквиль, провокация, попытка убедить нас, что и страна у нас ужасная, и народ у нас идиот, и правители наши дураки», — сказала она, видимо, забыв и о сталинских репрессиях, жертвами которых стали миллионы человек, и о том, что сам СССР уже давно приказал долго жить, что как бы намекает на недальновидность его правителей.

Но в Беларуси еще 23 января все было тихо. И картина, получившие высокие отзывы кинокритиков и довольно высокий рейтинг на «Кинопоиске» и IMDB, по-прежнему готовилась к премьере. Однако утром следующего дня, накануне показа, она исчезла из интернет-афиш. Пропала и возможность купить билеты. Причина выяснилась вскоре: министерство культуры Беларуси поручило приостановить продажу билетов на ленту, чтобы ознакомиться с ней заранее, а не в первый день проката. В минкульте заявили, что им нужен диск с записанным фильмом, который республиканская экспертная комиссия по предотвращению пропаганды порнографии, насилия и жестокости посмотрела заранее.

Официальная причина приостановки проката в том, что частные кинотеатры заранее не предоставили в министерство диск или флешку с записанным фильмом на «просмотровку». По закону, указанная экспертная комиссия должна все фильмы, которые выходят в прокат, смотреть заранее, чтобы обозначить для фильма возрастное ограничение и сказать, соответствует ли он национальному законодательству.

Обычно комиссия приходила в кинотеатр на первый сеанс, когда показывают фильм, смотрела его со всеми и затем давала заключение. Но в случае с запрещенной в России «Смертью Сталина» министерство стало в позу и потребовало запись фильма для просмотра. Однако у кинотеатров, как сообщает tttt_tel, возможности предоставить ее на каком-либо носителе как минимум до премьеры нет: фильм кинотеатры получают зашифрованным и только для показа, к нему есть цифровой ключ, и кинотеатр никак не может записать его на иной носитель. А от закрытого показа комиссия отказывается, продолжая настаивать на флешке или диске.

Пока эксперты не посмотрят фильм, не может быть принято решение о выдаче прокатного удостоверения. Сейчас кинотеатры пытаются решить с правообладателем вопрос, как предоставить минкульту фильм на подходящем носителе. Так что, фактически показ «Смерти Сталина» вслед за Россией в Беларуси хотя и не отменен, но сорван. Запланированный на 25 января премьерный показ не состоится. Будет ли он в другой день – также неизвестно.

Тот факт, что «Смерть Сталина» могут запретить в Беларуси, не кажется чем-то необычным. В стране, где детей возят на линию его имени, где ему устанавливают памятники, где восхваляются его методы, где для общественности закрыты архивы КГБ о сталинских репрессиях, где министры носят форму НКВД, а на каждом углу возле улиц Ленина, Маркса, Коммунистической, Комсомольской и прочих стоят памятники его предшественнику, к вмешательство государства в работу частного бизнеса и уж слишком явные аналогии с цензурой, особенно на фоне последних блокировок интернет-СМИ, выглядит довольно натурально. Но не натурально для страны, которая грезит о том, чтобы стать ИТ-гигантом XXI века.

Особо прискорбным является то, что такая принципиальная позиция белорусского минкульта не является самостоятельной. Прискорбно то, что делается это вслед за Москвой, как будто и не было 1991 года, не было развала СССР, не было восстановления независимости Беларуси. И, как во времена Советского союза, Минск до сих пор старается жить по одному времени с Кремлем, голосует точно так же в ООН, точно так же отменяет показы фильмов. Словно и не было 26 лет независимости.

У белорусского министерства культуры еще есть время доказать, что Беларусь – самостоятельное государство, а не автономная республика в составе РФ. Что для него оскорбительным является факт сталинских репрессий, а не то, что о них говорят публично, что тоталитаризм высмеивают.

Пока же получается, что и через 65 лет после своей смерти «вождь народов» в Беларуси живее всех, «его толстые пальцы, как черви, жирны / А слова, как пудовые гири, верны / Тараканьи смеются усища / И сияют его голенища».

Максим Гацак

Как вам новость?
Головоломки