В минстройархитектуры выявили высокий уровень коррупции

Генеральная прокуратура Беларуси провела плановую проверку соблюдения законодательства о противодействии коррупции в минстройархитектуры

В аппарате министерства и подчиненных ему государственных организациях в 2007-2008 годах выявлено 39, а в первом полугодии текущего года — уже 23 коррупционных преступления. Свыше 45 таких преступлений в указанный период зарегистрировано в подведомственных министерству негосударственных организациях, отмечается в сообщении Генпрокуратуры.

К уголовной ответственности привлекаются преимущественно руководители организаций, их структурных и обособленных подразделений, что свидетельствует о серьезных недостатках в кадровой политике названного министерства, низкой требовательности к деловым и личностным качествам руководителей.

Особое внимание обращают на себя факты совершения преступлений против интересов службы должностными лицами минстройархитектуры.

Так, в 2006 году возбуждено уголовное дело в отношении начальника управления промышленности строительных материалов и конструкций по фактам злоупотреблений служебными полномочиями, сопряженных с хищением имущества.

В 2007 году заведующий сектором государственного реестра лицензий управления лицензирования привлечен к уголовной ответственности за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, повлекшее необоснованную выдачу лицензии.

Проверка показала, что меры по противодействию коррупции, принимаемые минстройархитектуры и подведомственными ему организациями, недостаточны, требуют дальнейшего совершенствования и активизации.

Многочисленные нарушения выявлены при проверке соблюдения требований законодательства о декларировании доходов и имущества и представлении письменного обязательства по соблюдению ограничений, установленных ст.17 закона «О борьбе с коррупцией».

В ходе настоящей проверки выявлено множество фактов совершения должностными лицами организаций минстройархитектуры коррупционных правонарушений и правонарушений, создающих условия для коррупции.

Например, бывший генеральный директор РУПП «Гранит» разрешил главному маркшейдеру не подписывать письменное обязательство по соблюдению ограничений, установленных ст.17 закона «О борьбе с коррупцией», и не принял мер реагирования по факту незаконного осуществления им индивидуальной предпринимательской деятельности.

Ведомственный контроль минстройархитектуры в противодействии коррупции осуществляется не в полной мере.

В частности, выводы ведомственных ревизий указанного министерства об отсутствии вреда в некоторых случаях полностью опровергаются выводами специалистов государственных контролирующих органов. Это может свидетельствовать не только о недостаточной квалификации ведомственных ревизоров, но и об умышленном сокрытии ими хищений и иных злоупотреблений.

Установлено, что в системе минстройархитектуры распространены нарушения порядка осуществления закупок товаров, работ и услуг на конкурсной основе. Однако в ходе ведомственных ревизий названным проверкам уделяется незначительное внимание.

Так, при проведении плановой комплексной ревизии в СРРУП «Тепломонтаж» соблюдение порядка осуществления закупок не было проверено надлежащим образом, а спустя год при проведении по поручению правоохранительных органов внеплановой ревизии были выявлены грубые нарушения при осуществлении закупки автопогрузчиков стоимостью 99 млн. рублей, в связи с чем в отношении директора предприятия возбуждено уголовное дело по ч.3 ст.424 УК (злоупотребление властью или служебными полномочиями).

Изучение ревизорами дебиторской задолженности, как правило, ограничивается констатацией ее размера и срока возникновения. В то же время высокая дебиторская задолженность, особенно просроченная, является одной из причин неплатежеспособности и убыточности организаций и может свидетельствовать о различных злоупотреблениях при заключении и исполнении хозяйственных договоров. В ходе прокурорской проверки по результатам изучения вопроса о состоянии дебиторской задолженности Генпрокуратура возбудила два уголовных дела в отношении руководителей двух строительных предприятий.

В ряде случаев при проведении ведомственных ревизий выявлялись факты, которые свидетельствовали о коррупции, тем не менее тщательные проверки по этим фактам не проводились, лица, допустившие нарушения, не устанавливались либо к ответственности не привлекались. Это способствует сокрытию коррупции, создает благоприятные условия для ее распространения.

Как показала проверка, требует усиления ведомственный контроль минстройархитектуры за соблюдением порядка учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку в этой сфере распространены различные злоупотребления, направленные на незаконное удовлетворение интересов отдельных граждан.

Министерство не обеспечивает принципиального и взыскательного контроля за устранением нарушений, выявленных ведомственными ревизиями, что создает атмосферу безнаказанности, способствует коррупции и подрывает его авторитет. Недостаточно обеспечивает защиту экономических интересов государства и профилактику коррупционных проявлений владельческий надзор минстройархитектуры в организациях, акции (доли в уставных фондах) которых переданы в управление министерству.

Деятельность минстройархитектуры по лицензированию проектирования и строительства зданий и сооружений I и II уровней ответственности и проведения инженерных изысканий для этих целей не в полной мере соответствует требованиям законодательства и способствует совершению противоправных деяний в сфере строительства. Многие решения министерства по вопросам лицензирования следует расценивать как предоставление необоснованных привилегий.

В ходе проверки выявлены также нарушения закона «Об обращениях граждан», директивы президента от 27 декабря 2006 года №2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата», иных актов законодательства об обращениях граждан.

По результатам проверки Генпрокуратура Беларуси внесла представление министру архитектуры и строительства. Территориальные прокуроры по выявленным нарушениям законодательства подготовили свыше 140 актов прокурорского надзора.

Как вам новость?