Конгресс США "серьезно беспокоят" поставки оружия из Беларуси

Конгресс США серьезно обеспокоен растущими объемами поставок оружия из Беларуси и укреплением связей официального Минска со странами, поддерживающими терроризм.

В законпроекте перечисляются факты поставок оружия из Беларуси, посреднических услугах Беларуси для поставок современного российского вооружения государствам, поддерживающим терроризм, сообщает общественная кампания “Европейская Беларусь”.

«Беларусь является крупным поставщиком ракет, минометов, противотанкового вооружения и мин палестинским экстремистским группировкам и государствам-спонсорам терроризма, таким как Иран и Сирия, а также вертолетов Ми-24, артиллерийских систем и бронетехники российского производства правительству Судана, танков коммунистическому режиму в Северной Корее, военных самолетов и авиационных двигателей в Иран», — говорится в документе.

По официальным данным экспорт белорусского вооружения в период между 1999 и 2006 годами составил около одного миллиарда долларов, что делает Беларусь 11-ым по величине экспортером оружия в мире. Законопроект в случае его принятия обяжет Госдепартамент США ежегодно предоставлять законодателям отчеты о поставках оружия из Беларуси.

Ниже приводится текст документа:

Законопроект

Предписать государственному департаменту предоставлять Конгрессу ежегодный отчет об экспорте оружия и сопутствующих материалов и услуг правительством Беларуси и белорусскими предприятиями.

Ввести законопроект в силу постановлениями Палаты представителей и Сената Конгресса США.

Название: Акт об учете белорусских поставок вооружений

Конгресс установил следующее:

(1) Служба расследований Конгресса установила, что экспорт белорусского вооружения в период между 1999 и 2006 годами официально оценивается в один миллиард долларов и позволяет назвать Беларусь 11-ой по объему экспорта оружия страной в мире.

(2) В соответствии с некоторым докладами, реальный объем поставок белорусского вооружения может значительно превосходить указанный выше, так как публичные договоры о торговле оружием могут не включать секретные соглашения, заключенные представителями белорусского правительства или структурами, подконтрольными государству. В докладе, предоставленном Конгрессу в марте 2006 года говорится что «многие сделки, касающиеся продажи оружия [Беларусью], совершаются без согласования с соответствующими силовыми структурами белорусского правительства».

(3) В докладе, предоставленном Конгрессу в марте 2006 года в соответствии с Актом о демократии в Беларуси (2004), Госдепартамент сообщает следующее:

(A) «Беларусь продолжает экспортировать значительное количество оборонительных вооружений, систем двойного назначения и другого военного оборудования и технологий».

(B) «Отмечено большое число сообщений о продажах и поставках белорусского вооружения в государства, вызывающие тревогу, включая страны-спонсоры терроризма».

(C) «Есть основания полагать, что белорусские власти предпринимают усилия чтобы расширить связи с государствами, вызывающими беспокойство».

(4) В соответствии с опубликованными докладами, Беларусь является крупным поставщиком ракет, минометов, противотанкового вооружения и мин палестинским экстремистским группировкам и государствам-спонсорам терроризма, таким как Иран и Сирия, а также вертолетов Ми-24, артиллерийских систем и бронетехники российского производства правительству Судана, танков коммунистическому режиму в Северной Корее, военных самолетов и авиационных двигателей в Иран.

(5) В апреле и сентябре 2004 года США наложили санкции на белорусское предприятие «Белвнешпромсервис» в соответствии с Актом о нераспространении в Иран (2000 года). Причиной стала поставка в Иран товаров, которые могут быть использованы для производства оружия массового уничтожения или производства баллистических ракет.

(6) В мае 2005 года белорусский парламент ратифицировал соглашение с Ираном после визита в Беларусь тогдашнего иранского лидера Мохаммеда Хатами, во время которого глава белорусского режима Александр Лукашенко заявил, что Беларусь готова сотрудничать с Ираном «во всех направлениях».

(7) Говоря о торговле оружием с Сирией, Александр Лукашенко заявил: «Не важно, что нам указывают. Мы продолжим оказывать Сирии военную помощь, потому что они также обязались помогать нам».

(8) Венесуэльский лидер Уго Чавес поддерживает крепкие отношения с Ираном, Кубой, Суданом и Сирией – странами, которые США считают спонсорами терроризма.

(9) В мае 2006 года Госдепартамент США сообщал, что Венесуэла не сотрудничает с США в контртеррористическом направлении.

(10) Летом 2006 года посол Венесуэлы на Кубе посетил Беларусь и назвал Соединенные Штаты «общим врагом», после чего Уго Чавес также нанес официальный визит в Беларусь.

(11) После этого – в сентябре 2006 года было объявлено, что Беларусь и Венесуэла готовят двусторонний контракт о вооружениях на сумму в один миллиард долларов.

(12) Беларусь унаследовала от Советского Союза огромные запасы оружия, однако возникает вопрос, являются ли эти запасы источником такого огромного потока оружия из Беларуси спустя 18 лет, или они были существенно истощены в благодаря экспорту предыдущих лет.

(13) Правительство Российской Федерации не предложило Соединенным Штатам сотрудничества для того, чтобы убедить Беларусь отказаться от продажи оружия странам-спонсорам терроризма, вместо этого, Россия наращивает военное сотрудничество с Беларусью.

(14) По заявлениям издателя Jane’s Air-Launched Weapons Роберта Хьюсона, продажа российских комплексов С-300 в Иран происходит через Беларусь. Беларусь также является посредником в тех случаях, когда Россия отрицает свою причастность к продажам оружия. Но на этом торговом маршруте ничего не происходит без согласия Москвы.

(15) В мае 2009 года СМИ сообщали о том, что Россия планирует продать комплексы С-300 в Иран и Сирию через Беларусь.

(16) В июне 2009 высокопоставленные лица Израиля решительно предостерегли Беларусь от усиления связей с Ираном.

(17) В марте 2008 белорусская пресса сообщила, что белорусские военные специалисты примут участие в создании современной системы ПВО на основе российских комплексов С-300.

(18) Российские комплексы С-300 – одна из самых современных систем ПВО в мире, способная уничтожать самолеты и ракеты на расстояниях до 150 километров и на высоте до 30 тысяч метров.

(19) Согласно сообщениям, Беларусь уже приобрела многочисленные системы С-300 у России по цене, которая значительно ниже реальной.

(20) В марте 2008 года член Национального собрания Венесуэлы Абель Ель Забайар посетил Иран и заявил, что Венесуэла начала переговоры с Беларусью и Ираном по сотрудничеству в ядерной сфере.

(21) Планируемое размещение в Венесуэле современных систем ПВО, таких как С-300 в сочетании с нарастающим сотрудничеством с Беларусью и Ираном в ядерной сфере создает схему, схожую с поставками систем С-300 в Иран на фоне российского сотрудничества с Ираном в сфере наращивания ядерного потенциала Ирана.

Заключение Конгресса

(1) Госдепартамент должен принять во внимание многочисленные сообщения о продаже Беларусью оружия странам, поддерживающим терроризм и странам, которые не сотрудничают с Соединенными Штатами в их анти-террористической деятельности, а также любую информацию собранную в процессе создания доклада в соответствующие комитеты Конгресса в соответствии с данным Актом и внимательно оценить, могут ли существующие меры относительно терроризма и нераспространения удержать Беларусь от дальнейшей торговли оружием;

(2) Использования Ираном соглашений о ядерном сотрудничестве как средства распространения военных технологий в такие страны как Венесуэла, будь то напрямую или с использованием договоренностей с Беларусью или другими странами противоречит интересам Соединенных Штатов.

Доклад

В целом не позднее 90 дней после принятия данного Акта и на ежегодной основе впоследствии, Государственный департамент будет предоставлять соответствующим комитетам Конгресса доклад, который описывает следующее:

(1) Объем и механизмы экспорта вооружений и сопутствующих услуг правительством Беларуси и белорусскими предприятиями включая доходы от таких сделок и потенциальную роль правительства и предприятий Российской Федерации в этом экспорте и объем доходов.

(2) Состояние оружейных складов, унаследованных Беларусью от Советского Союза, включая определение роли, которую эти склады могут в будущем играть в экспорте оружия из Беларуси и оценку возможностей белорусских предприятий производить традиционное и современное оружие для экспорта.

(3) Определение относительно использования соглашений и действий с вовлечением Ирана, Беларуси или Венесуэлы как средства распространения технологии производства ядерного оружия.

(4) Продажу или поставки вооружений или смежных технологий из Беларуси в любую страну, оцениваемую как государство, поддерживающее терроризм или не сотрудничающее с Соединенными Штатами в контр-террористических операциях, включая Венесуэлу.

Определения, использованные в данном Акте:

(1) Соответствующие комитеты Конгресса – Комитет Палаты Представителей по международным отношениям и Комитет Сената по международным отношениям.

(2) Государства-спонсоры терроризма – страны, правительства которых неоднократно оказывали поддержку актам международного терроризма.

Как вам новость?