Белорусские студенты поставили своим вузам 7 баллов из 10

09.10.2013 15:18
Беларусь

В сентябре проведено исследование ценностей белорусских студентов. В опросе приняли участие 662 студента из 47 вузов Беларуси. Опрос проводился при помощи сервиса SurveyMonkey и распространялся преимущественно через социальные сети. Целью исследования было выяснить, насколько белорусские студенты удовлетворены качеством образования, сообщила Телеграфу Катерина Куксо.

Также выяснялись вопросы, какие вузы субъективно больше ценятся студентами, зачем они идут в высшие учебные заведения, какие индивидуальные ценности преобладают среди студенчества.

Исследование показало, что в среднем белорусские студенты оценивают свои вузы на 7 баллов (точнее — на 7,45). 9,1% студентов поставили своим вузам высший балл, а 4,4% респондентов отправили университеты на пересдачу (т.е. поставили оценку ниже 4). Средние оценки белорусским Alma Mater разместились в диапазоне от 6,27 до 8,28 балла.

Результаты выглядят следующим образом: МИТСО — 8,28 баллов, БГЭУ — 7,98 баллов, БГУИР — 7,94 баллов, ГрГМУ — 7,94 баллов, БелГУТ — 7,92 баллов, МГУП — 7,82 баллов, БарГУ — 7,7 баллов, БГУ — 7,5 баллов, МГЛУ — 7,47 баллов, БНТУ — 7,33 баллов, БГПУ — 7,17 баллов, БГМУ — 7,14 баллов, ГГУ- 7,07 баллов, БИП — 7 баллов, БГТУ — 7 баллов, БГСА — 6,75 баллов, ГГТУ — 6,53 балла, БрГУ — 6,27 баллов.  Для остальных вузов было недостаточно респондентов для корректного расчета среднего балла. 

В целом в качестве основных ценностей высшего образования белорусские студенты отметили перспективы трудоустройства (4,46 из 5) и получение знаний (4,45). Меньше всего студенты стремятся к научно-исследовательской деятельности (3,13). При этом на групповом уровне как наибольшую ценность студенты выделяют получение "корочек".

Студентам было предложено оценить вуз по отдельным параметрам, которые тесно связаны с целями обучения. Как оказалось, в меньшей степени студенты ценят работу административного персонала и перспективы трудоустройства.

Авторы исследования приводят оценки студентов по различным параметрам. Общение с товарищами по вузу (взаимная поддержка, командный дух) – 3,85. Общественная деятельность вуза (есть ли мероприятия, интересны ли они) – 3,53. Доступ к библиотеке (наличие нужных книг, свободный доступ) – 3,53. Качество знаний (актуальные, применимые на практике)  — 3,51. Личные качества преподавателей (отзывчивые, внимательные, готовые помочь) – 3,51. Возможности научно-исследовательской деятельности – 3,47. Качество преподавания (интересные, полезные лекции и семинары) – 3,43. Работа администрации и работников вуза – 3,22. Перспективы трудоустройства – 3,15.

Примечательно, что чем старше студенты, тем меньше они довольны текущим состоянием дел. В среднем оценки первокурсников и пятикурсников различаются на целый балл.

Также участникам опроса предлагалось выбрать наиболее значимые для них терминальные ценности.  Как оказалось, все студенты очень похожи: ценят здоровье, любовь, дружбу и интересную работу.

Кстати, ценности парней и девушек немного разошлись. Представительницы прекрасного  пола больше ценят любовь и здоровье, молодые люди выше поставили ценность интересной работы. Также немного отличаются личные ценности "середнячков" и "отличников". Последние гораздо выше ценят интересную работу, уверенность в себе и здоровье, хотя различия не очень существенны.

Таким образом, можно говорить о некоторой общности в ценностях студентов: как в ценностях обучения, так и в индивидуальных терминальных ценностях. Однако белорусские вузы довольно по-разному преуспели в том, чтобы удовлетворить потребности студентов.

Исследование показало еще раз несколько существенных проблем: студенты хотели бы получить хорошую работу, но вузовское образование не всегда приближает к этой цели. А администрация вузов порой довольно безразлична ко всему происходящему — не только к ценностям, но и к довольно обыденным бытовым проблемам студентов.