Белорусскоязычное образование детей: пока только на бумаге?

В Минске в офисе Таварыства беларускай мовы імя Францішка Скарыны (ТБМ) при участии организаторов общественной инициативы "Учимся по-белорусски" состоялся круглый стол, посвященный проблеме белорусскоязычного дошкольного образования в Беларуси. В частности, участники мероприятия отметили, что на законодательном уровне право на белорусскоязычное образование в стране гарантировано, однако добиться его реализации на практике очень сложно.

Проблема № 1. Отсутствие информации

Так, представитель инициативы "Учимся по-белорусски" Ольга Ковалькова отметила, что в Минске нет даже единой базы детских садов, в которых есть возможность белорусскоязычного обучения. Ни на сайтах Мингорисполкома, ни администраций районов Минска нет информации о белорусскоязычных группах и садах, а список детских дошкольных учреждений с белорусским языком обучения, который можно найти в интернете, уже давно устарел и не соответствует действительности, передает корреспондент Телеграфа.

Более того, представители райадминистраций иногда даже не владеют точной информацией по этой теме. Так, в ответе чиновников Заводского района говорилось, что на его территории на 69 ДДУ приходится десять белорусскоязычных групп. Однако обзвон детсадов выявил, что в действительности групп насчитывается не десять, а семь. При этом в микрорайоне Шабаны дошкольникам получить образование негде. Более того, все эти группы рассчитаны на детей четырех-шести лет, тогда как более юным места нет.

Что касается других районов белорусской столицы, то, по заявлениям представителей отделов образования, во Фрунзенском и Центральном районах насчитывается лишь по одному белорусскоязычному детскому саду, в Советском – две группы, Московском – пять групп. Наилучшая ситуация, по словам чиновников, в Первомайском районе, где насчитывается 51 белорусскоязычная группа.

Помимо всего этого, районные администрации не занимаются популяризацией белорусскоязычного обучения, а в бланках для постановки на очередь в детские дошкольные учреждения отсутствует графа о языке, на котором родители хотели бы, чтобы обучались их дети. Такая графа, по мнению Ольги Ковальковой, помогла бы лучше понять пожелания родителей и предоставить им право. "Сейчас же многие родители, сталкиваясь с отсутствием белорусскоязычных групп, а порой и с хамством отдельных чиновников, не желающих заниматься этой проблемой, вынуждены отдавать своих детей в русскоязычные группы", — отметила она.

При этом представитель инициативы "Учимся по-белорусски" сообщила, что интерес в обществе к обучению детей на белорусском языке есть. Об этом, по ее словам, свидетельствует тот факт, что за несколько дней после публикации информации в СМИ о намерении создать новые группы во Фрунзенском, Октябрьском и Заводском районах, на телефон инициативы позвонили более десяти заинтересованных родителей. "Людям не хватает информации", — считает общественная активистка.

Проблема № 2. Разобщенность родителей

В свою очередь другой представитель инициативы Виктория Радиевская отметила и разобщенность многих родителей, которые, создав белорусскоязычную группу для своих детей, отходят от этой проблемы, в результате чего через некоторое время следующее поколение родителей вынуждено повторять их путь. В связи с этим она призвала создать базу всех родителей, которые занимались проблемой дошкольного белорусскоязычного образования.

"Конечно, не родители должны этим заниматься, но чиновники и государство. Но в нашей ситуации, если мы ничего не будем делать, то ничего не получится", — считает представитель "Учимся по-белорусски".

Положительно оценив идею создания частных белорусскоязычных детсадов, Виктория Радиевская вместе с тем отметила, что это приведет к созданию гетто и резерваций для белорусскоязычных людей. "Нужно, чтобы исполнялся закон", — заявила она.

Как отметила Ольга Ковалькова, из-за сложившейся ситуации в сфере образования дети белорусов сегодня практически не понимают белорусского языка и не желают его учить в школе.

"Права людей нарушаются. Многие белорусскоязычные дети, которые с младенчества разговаривают по-белорусски, из-за отсутствия гарантий образования на родном языке  вынуждено вырываются из натурального языкового окружения и погружаются в ненатуральный для них русский язык. Двуязычие должно быть обеспечено. Наша задача – довести натуральность владения несколькими языками", — подчеркнула первый зампредседателя ТБМ Елена Анисим.

Проблема № 3. Отсутствие кадров

Вместе с тем даже если ребенок смог попасть в белорусскоязычную группу, это совсем не значит, что он будет обучаться все время на белорусском языке, говорит секретарь ТБМ Юлия Божок, у которой у самой есть опыт работы в белорусскоязычном ДДУ.

По ее словам, из-за постоянной нехватки кадров, хорошо если хотя бы 50% обучения будет проходить на белорусском языке. Кроме того, база белорусскоязычных детсадов и групп зачастую очень старая, порой не обновлялась с 1990-х годов.

Есть проблема и с качеством образования самих педагогов ДДУ, при обучении которых практически не обращается внимание на воспитание белорусскоязычных детей, а вся методология рассчитана на обучение на русском языке, отметила бывшая сотрудница детского сада Анастасия Мацак. Кроме того, низкие зарплаты в размере 1,6-2 млн рублей (170-220 долларов) вместе с чрезмерной нагрузкой по написанию планов-конспектов вымывает из этой сферы молодых специалистов.

Низкая подготовка кадров характерна и для русскоязычных педагогов детских дошкольных учреждений. "О каком качестве образования можно говорить, если, как мне заявили в одном из детсадов, воспитательницы пишут слово "интеллигенция" с тремя ошибками?" – добавляет Ольга Ковалькова.

Что делать?

В связи с вышеперечисленными проблемами участники круглого стола решили обратиться в отдел образования Мингорисполкома с предложениями по улучшению ситуации. В частности, предлагается, чтобы в каждом районе было создано достаточное количество белорусскоязычных садов и групп, которые бы гарантировали возможность обучения детей разного возраста на родном языке.

Кроме того, предлагается обязать райадминистрации вывешивать в открытом доступе (в том числе и на сайтах администраций) информацию о детсадах и группах с белорусским языком обучения, а опрашивать родителей детей при постановке на очередь в ДДУ о том, на каком языке они бы хотели, чтобы обучались их дети. Также участники круглого стола призывают минские власти обратить больше внимания на кадровый вопрос в области детского дошкольного образования.

В свою очередь председатель ТБМ Олег Трусов призвал участников мероприятия к реальной работе, а не просто к созданию шума, как это порой случается. "Только вместе мы сможем чего-либо достичь", — сказал он.

Максим Гацак

Как вам новость?