Цементные заводы как зеркало белорусской модернизации

Решение о модернизации цементных заводов было принято в конце 2008 года указом № 691. Этим документом предписывалось провести модернизацию с целью увеличить объемы производства цемента более чем в 2 раза до 10 млн тонн в год. Для чего брался связанный китайский кредит. По плану процесс модернизации должен был завершиться в 2012 году.

Реальность внесла свои коррективы. Срок увеличился на один год (до конца 2013 года), а стоимость превысила 1 млрд долларов. Но это полбеды, главной проблемой оказалась невостребованность этого цемента. Ни для кого не секрет, что вся модернизация цементной отрасли затевалась для увеличения белорусской доли на растущем российском рынке, поэтому и брали валютные кредиты.

К тому же белорусский цемент оказался не очень конкурентным по цене (газ для Беларуси дороже российского, да еще и местные накрутки. По оценкам, цена на газ отличается в два раза, а газ в производстве цемента – это около 70% стоимости). В результате по итогам 2013 года цементные заводы закончили в убытках. Чтобы хоть как-то спасти ситуацию, Беларусь выбила себе квоту у России (до 2 млн тонн в год). Но рыночные цены все равно диктуют свои правила игры. Поэтому, чтобы поддержать цементные заводы, правительством в 2014 году сначала было принято решение о компенсации им половины процентов по кредитам, а затем (с июля 2014 года) они вообще были освобождены от уплаты всех процентов по ранее выданным кредитам. То есть поддержка цементных заводов стала задачей всей страны, так как эти проценты покрываются из бюджета. Еще одним способом поддержки отечественных заводов стало лицензирование импорта цемента. И все это (квоты, льготы по процентам, лицензирование импорта) принято за последние полгода, причем по нарастающей, то есть ситуация в цементной отрасли становится только хуже. О перспективах говорить сложно, так как в России рецессия, похоже, надолго, а внутреннему рынку столько цемента не нужно.

Кто просчитывал бизнес-план по цементным заводам, уже не столь важно, но подход (подписать кредитный договор – отчитаться о привлеченных инвестициях – объяснить затягивание «объективными» причинами – отчитаться о росте произведенной продукции – задуматься о рынках сбыта – получить льготы по реализации и выплате процентов – начать готовить очередной проект) не мог завершиться чем-то иным.

И от персоналий исполнителей тут ничего не зависит. Стоит взглянуть на модернизацию деревообработки или сахарных заводов, чтобы убедиться в похожем развитии ситуации. Но проблемы в этих отраслях видны, о них говорят. А все остальное находится как бы в тени, о них мало что известно. Можно, конечно, сделать определенные выводы из введения лицензирования на импорт пива, кондитерских и макаронных изделий, стекла. Активно обсуждаются аналогичные меры по целому спектру потребительских товаров, что вообще говорит о системных проблемах почти во всех направлениях белорусской экономики.

Печатанье денег в нынешнем преддефолтном состоянии и малом объеме ЗВР означает увеличение спроса на валюту и неизбежную девальвацию. Но проблемы с нехваткой ресурсов никуда не уходят, растут склады, да и рост ВВП никто не отменял. Поэтому правительство пытается помочь госпредприятиям за счет уменьшения текущих расходов – освободить от уплаты налогов опасно для бюджета, а вот сделать льготными кредитные ресурсы – намного проще, к тому же это становится больше проблемой банков, чем правительства. Да и такая форма поддержки не противоречит условиям кредита ЕАБР. Теперь попробуем определить масштаб этого действа. Динамика в 2014 году выглядит так:

 

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Средние процентные ставки по кредитам банков юридическим лицам в рублях

 

 

 

 

 

по новым кредитам банков (без МБК), %

45,4

41,9

37,0

37,3

33,2

по новым кредитам банков (без МБК) без учета кредитов, предоставленных на льготных условиях, %

45,9

43,1

40,3

39,4

37,3

по кредитам юридическим лицам (льготная ставка, на срок свыше 1 года), %

34,5

30,0

24,2

27,1

23,3

Объем кредитов юрлицам, млрд руб.

75 893,5

76 649,3

77 915,4

79 077,9

79 526,6

Объем кредитов юрлицам по льготным ставкам, млрд руб.

3 715,1

7 233,3

15 941,6

13 501,1

23 112,2

Доля кредитов юрлицам по льготным ставкам, %

4,9

9,4

20,5

17,1

29,1

То есть сейчас около 30% рублевых кредитов стали льготными. Это означает, что половина (!) всех рублевых кредитов гопредприятиям (около 50 трлн белорусских рублей) стала льготной, то есть госсектор уже просто не тянет кредитную нагрузку. А если учесть, что примерно та же картина и по валютным кредитам, то становится очевидно, что нынешняя модель просто не работает. В экономике долго не может быть столько льготников – это означает ошибочность внутренней логики модели, так как рост объема льгот поощряет не развитие, а ничегонеделание.

Что-то подобное не так давно было с льготами населению, когда льготниками стало большинство. Но с этой проблемой вроде разобрались – число льготников заметно уменьшилось, а льготы стали более адресными. Вот только когда решат вопрос с льготами госпредприятий, сказать сложно, так как иных способов помочь им у руководства Беларуси нет.

Владимир Артюгин, главный редактор журнала "ВЭД и валютное регулирование", специально для Telegraf.by

Как вам новость?