Что изменится в законодательстве об инвестициях в январе 2014 года: Что изменится в законодательстве об инвестициях в январе 2014 года

Нововведения в инвестиционном законодательстве Беларуси предусмотрены двумя новыми законами — «Об инвестициях» и «О концессиях», которые вступают в силу в конце января 2014 года. Некоторые их нормы создадут, особенно на первых порах, определенные проблемы в инвестиционной сфере, так как требуют гармонизации с трудовым, земельным и валютным законодательством.

В частности, предусматривается возможность выкупа инвесторами земли в собственность, но осуществить это право без изменения земельного законодательства не представляется возможным.

Эти и другие вопросы 10 декабря обсуждались за круглым столом «Нововведения в законодательстве об инвестициях», организованным Юридической компанией «Райдла Лейинш Норкус» (RAIDLA LEJINS&NORCOUS) для представителей компаний с иностранными инвестициями, специалистов представительств иностранных компаний, предпринимателей, сообщает корреспондент Телеграфа.

Юристы компании Татьяна Бабило и Майкл Колтинов напомнили, что 24 января 2014 года вступает в силу закон от 12 июля 2013 года № 53-З «Об инвестициях», а 26 января — закон от 12 июля 2013 года № 63-З «О концессиях», который признает Инвестиционный кодекс полностью утратившим силу.

По сути новые законы являются логическим продолжением политики последних лет по сокращению льгот и преференций, ранее предусмотренных Инвестиционным кодексом. Принятый в 2001 году и подвергшийся изменениям за эти годы кодекс фактически исчерпал себя, отметила Татьяна Бабило.

Разъясняя суть новшеств, юристы позитивно оценили то, что отменяются требования по обязательному минимальному размеру вклада иностранного инвестора (не менее 20 тыс. долларов). Кроме того, действующие компании, которые не сформировали уставной фонд до даты вступления в силу нового законодательства, смогут формировать фонд в течение двух лет с этой даты. Также теперь организации не должны будут проводить ежегодный аудит достоверности бухгалтерской отчетности.

«Все шло по довольно логичному пути, льготы постепенно-постепенно отменялись. Инвестиционный кодекс, действительно, исчерпал себя. И, по сути, новое инвестиционное законодательство должно для иностранного инвестора упрощать выход на белорусский рынок, — сказала Татьяна Бабило. — Раньше у компаний был особый статус (согласно новому законодательству, организации утрачивают статус компании с иностранными инвестициями – Телеграф), были какие-то регалии, привилегии, а также — требование о 20 тыс. долларов минимального вклада для иностранного инвестора. То есть раньше детализировалась особая значимость этих организаций, а теперь они будут существовать наряду с обычными белорусскими организациями».

«Тем не менее теперь иностранный инвестор может вложить любой доступный ему объем средств и — соответственно вкладу — будет получать прибыль, — продолжила юрист. — Так что, если анализировать новое законодательство в общем, все-таки предпринимаются шаги по упрощению прихода к нам иностранных инвесторов».

«Однако по земельному вопросу все-таки ситуация остается непонятной, и мы будем в ней разбираться, — отметила Татьяна Бабило. — Противоречие в том, что закон об инвестициях разрешает предоставлять иностранным компаниям в собственность земельные участки, а Кодекс о земле такой возможности не дает — только во временное пользование по договору концессии на срок до 99 лет».

Новый закон предусматривает, что инвесторы и (или) коммерческие организации, созданные с участием инвестора (инвесторов), имеют право на предоставление им земельных участков в пользование, аренду, собственность в соответствии с законодательством Беларуси об охране и использовании земель.

«По какому пути пойдет практика, предугадать сложно, — добавила юрист. — Земля — очень значимый ресурс и трудно сказать, насколько государство сегодня готово продавать иностранным компаниям земельные участки просто на аукционе или по договорам. Во всяком случае, для того чтобы новая норма инвестиционного законодательства начала действовать, нужно изменить законодательство о земле».

Другие нововведения в законодательстве об инвестициях

Юристы также обратили внимание участников круглого стола на еще один аспект. Если действующий Инвестиционный кодекс предусматривает способы пересчета вклада, вносимого иностранным инвестором и в рублях, и в валюте, то в новом законодательстве порядок пересчета не оговорен. Они предполагают, что на первых порах будет действовать уже установившийся порядок пересчета.

Изменились и требования по ликвидации компаний: если раньше коммерческая организация со статусом компании с иностранными инвестициями ликвидировалась по решению суда или по решению участников, то теперь ее (уже не имеющую статуса компании с иностранными инвестициями) можно ликвидировать и по решению регистрирующего органа.

Также теперь нельзя инвестировать в имущество юрлиц, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Беларуси, без согласия антимонопольного органа Беларуси (раньше напрямую такого согласия не требовалось и инвестирование подчинялось общим нормам антимонопольного законодательства).

По мнению юристов, на первых порах также будут проблемы, связанные с необходимостью для руководителей-иностранцев нынешних компаний с иностранными инвестициями сразу после вступления в силу новых законов получать спецразрешения на работу в Беларуси (раньше это требование не относилось к руководителям данных компаний). Оформление спецразрешения занимает до 20 дней, и в этот период, с формальной точки зрения, руководители не будут иметь права руководить компанией, и договоры и сделки за их подписью не будут иметь юридической силы.

По словам юристов, в органах по трудовой эмиграции вряд ли примут их заявления на получение спецразрешений заранее, до вступления в силу законов, поскольку пока, по действующему на данный момент законодательству, в этих разрешениях нет необходимости. А вот в конце января деятельность руководителей компаний может быть на две-три недели парализована, и понадобится определить и использовать приемлемый для компании механизм «временной передачи власти» другим лицам, группе лиц или коллективному органу управления. Хотя, как допускают юристы, возможно, власти в связи с этой проблемой утвердят определенное решение и разрешат не оформлять спецразрешения руководителям уже действующих компаний.

Кроме того, если сейчас у компаний есть возможность, согласно Инвестиционному кодексу (ст. 97), выплачивать работникам зарплату в иностранной валюте, то в новым инвестиционным законодательством это не оговорено. Таким образом, теперь все будет регулироваться Трудовым Кодексом Беларуси, предусматривающим выплаты зарплаты только в белорусских рублях. Как пояснил Майкл Колтинов, все же есть вариант, при котором можно производить выплату зарплаты в инвалюте. Так как нормы ТК относятся только к договорам, заключенным на территории Беларуси, то можно заключать трудовые договора за пределами страны, и это позволит рассчитываться по зарплате с работниками и в инвалюте. Основанием для этого, в частности, может стать то, что подписывающее от организации эти договоры официальное лицо пребывает заграницей. Но, как отметил юрист, вопрос в том, будет ли это достаточным обоснованием для госорганов Беларуси, в первую очередь в отношении белорусских граждан.

На вопрос, не будут ли новые законы способствовать ухудшению инвестиционного климата в Беларуси, Татьяна Бабило ответила: «Нельзя категорично заявить, что они напрямую создают какие-то препятствия или ухудшения для инвесторов, что ухудшают инвестиционный климат. Но все-таки потребуется вносить много изменений в нормативно-правовые акты в связи с этими законами, так как они создают коллизии, и предстоит прояснять некоторые непонятные моменты».

Как вам новость?
Головоломки