Деревня Осово встретила Cтарый Новый год щедрованием

Обряд "Шчодрык", который проводится на Щедрый вечер (13 января), является отличительным проявлением локальной культурной традиции д. Рог Солигорского района Минской области, что находится в районе Красного озера. Обряд щедрования принадлежит к наиболее архаичным новогодним поздравительным обходным обрядам, распространённым преимущественно на Белорусском Полесье.

Обряд "Шчодрык" в д. Рог проводился с участием традиционных маскированных персонажей – козы, журавля, лошади, деда, бабы, "цыгана" и             "цыганки " с "ребенком" (куклой) в “колыбели”. Маска козы, пантомимика которой в обряде сопровождалась сюжетно связанной с ней рождественской песней, считалась основным символом плодовитости и жизненной энергии. Наиболее уникальный персонаж в группе щедровщиков в д. Рог – это дед и его берестяная маска, аналогов которой больше нет в Беларуси. Маску изготавливали из цельного куска бересты, внешний край которой оставался внутри. Сверху ее укрепляли крест-на-крест также двумя полосками бересты. Вырезали дырки для глаз, носа и рта. Берестяная маска изготовлена ​​не в виде накладки на лицо, что изредка встречалась и в других местах на Беларуси, а в виде шапки, в которой береста связана особым способом ("в зубчики").

Полнокровной и яркой по своему музыкальному содержанию является традиция щедрового обхода в деревне Рог. Группа щедрующих имеет в арсенале многочисленные песенные поздравления для хозяина и его семьи, девушки на выданье, веселой песней сопровождаются пляски "козы". Поздравление включает обязательную начальную песню-обращение, после которой щедрующих приглашают в дом, а завершается заключительной песней, в которой прослеживаются интонации приказа-угрозы на случай, если щедрующие не будут одаренные.

Традиционные каноны обряда щедрования в деревне Рог раскрываются как в зеркале песенного репертуара, так и через особенности певческого стиля. Яркой составляющей самобытности исполнительской традиции является также характер певческого артикулирования, в качествах которого раскрывается местная диалектная специфика, неповторимость языковых говоров северных территорий Белорусского Полесья.

Источник статьи: mocnt.cultur.by

Фото: Алексей Столяров.

 

Как вам новость?
Головоломки