: Есть ли феминизм в Беларуси?

В пятницу, 8 марта, Организация объединенных наций отмечает Международный день борьбы за права женщин и международный мир. Несмотря на это, отмечание данного праздника, берущего свое начало в феминистском движении второй половины XIX – начала XX веков, не так уж и широко распространено.

Международный женский день на государственном уровне сегодня отмечается лишь в ряде постсоветских стран, в том числе и в Беларуси, а также в некоторых странах Азии, Африки и Латинской Америки, в основном имеющих коммунистическое прошлое или настоящее. Вместе с тем даже в этих государствах основная идея праздника – борьба женщин за свои права и равноправие с мужчинами – во многом давно и успешно забыта, а 8 марта стало днем, в который женщинам принято дарить цветы и желать им "счастья в семейной и личной жизни".

Остался ли феминизм в сегодняшней Беларуси? Что он представляет из себя и с какими проблемами сталкиваются современные белорусские женщины? С такими вопросами корреспондент Телеграфа обратился к экспертам: феминистке, сотруднице центра гендерных исследований Европейского гуманитарного университете Елене Минчене и политологу, редактору портала "Царква" Наталье Василевич.

Феминистского движения в Беларуси нет

Как отметила Елена Минченя, в Беларуси феминистского движения в полном смысле этого слова нет. По ее словам, есть лишь отдельные инициативные группы и организации, "которые, тем не менее, активны и выполняют важную работу". К тому же, сообщила она, феминизм не является монолитным движением.

"Феминизм объединяет разные по приоритетам и деятельности направления. Существуют либеральный, радикальный, черный, марксистский феминизмы. Если попытаться обозначить общую цель феминизма, можно сказать, что это движение за права женщин, за равенство не только прав, но и возможностей женщин и мужчин. И за каждым словом в этом определении стоит особый смысл, который далеко не всегда корректно понимают. Например, феминизм говорит от имени женщин, но в современном феминизме есть осторожность к использованию таких больших категорий, как "мужчины" и "женщины". Поэтому я и говорю о том, что феминизмов много – интересы бедных женщин или женщин-мигранток отличаются от интересов женщин среднего класса. С этим связано и понимание концепта равенства: кто и кому должен быть равным? Идет ли речь о том, что женщина-мигрантка должна быть равной мужчине ее социального статуса? Феминизм говорит о более сложной перестройке системы неравенства в обществе", — считает эксперт.

Как рассказала Елена Минченя, феминизм объединяет очень разных женщин. "Среди моих коллег женщины разного возраста и профессий, кто-то из них замужем, кто-то нет. Поскольку в среднем по статистике женщины в Беларуси лучше образованы, чем мужчины, это распространяется и на эту группу – у белорусских феминисток хорошее образование", — подчеркнула она.

По ее словам, в Беларуси инициативы феминисток сосредоточены по ряду направлений. "Это борьба с домашним насилием, что является очень серьезной проблемой, достойной отдельного обсуждения, среди пострадавших от домашнего насилия в большинстве случаев женщины и дети. Большой объем работы представляют различные образовательные и критические инициативы. В Беларуси нет адекватного понимания того, что такое феминизм и в чем заключается суть гендерного подхода. Медийная среда насыщена патриархальными репрезентациями женщин – женское тело используют для рекламы просто всего и в большинстве случае женское тело сексуализировано. Женщины меньше продвигают на руководящие должности – чем выше мы смотрим по уровню карьерной лестницы, тем меньше там женщин. Разделение труда остается патриархальным. Это показывают статистические исследования бюджетов времени. Ресурс свободного времени, что важно для саморазвития и качества жизни, у работающей женщины в среднем на шесть часов меньше, чем у мужчины. Причина тому тот факт, что женщины посвящают выполнению работы по дому и заботе о близких в два раза больше времени, чем мужчины", — отметила сотрудница центра гендерных исследований ЕГУ.

В свою очередь Наталья Василевич отметила, что "в современной Беларуси, в отличие от стран Запада, феминизм воспринимается как "женское" движение, связанное с "женскими" организациями, и в него включены в первую очередь женщины". "Даже само обозначение активистов такого движения феминизированное — мы говорим "феминистка" и нам трудно представить слово "феминист". Это может свидетельствовать, пожалуй, только о провале стратегии борьбы против дискриминации женщин и навязывания определенных социальных образцов и стереотипов через ограничения их "феминизмом". На мой взгляд, как искоренение дискриминации, так и большое освобождение женщин должны идти не в русле мнимого "мужского-женского" противостояния за власть над собой, но в более широкой парадигме, когда и мужчины, и женщины, которые осознают необходимость равенства, разности (причем разности, не навязанной извне), живут и сражаются на одной стороне баррикад против стереотипов, дискриминации, насилия", — полагает она.

К тому же политолог отметила, что выступает "против самого определения сторонников феминизма как исключительно женщин, то есть феминисток". По ее словам, феминисты могут быть и мужского, и женского пола, любого возраста, любого образования, семейного положения и профессии.

Белоруски не знают, что они феминистки

В 2012 году мониторинговое агентство NewsEffector представило результаты соцопроса, согласно которому, лишь 4% белорусок причисляют себя к феминисткам, тогда как 55% выступают против феминизма. При этом крайне не приемлют феминистские идеи 17% белорусок. Однако у экспертов возникли большие сомнения в корректности представленных данных и проведенного опроса.

"Причина этого в стереотипах о феминизме и феминистках. Само слово приобрело много негативных коннотаций. Лучше спросить, считаете ли вы, что, например, женщины и мужчины за одну и ту же работу должны получать одну и тот же зарплату, и тогда посмотрим, попросят ли 55% белорусок из исследования NewsEffector себе зарплату ниже", – отметила Наталья Василевич.

В свою очередь Елена Минченя подчеркнула, что список таких вопросов может быть продолжен. "Отношение к феминизму не может быть измерено одним вопросом о причастности. Особенно в нашем обществе, где нет корректного понимания того, что такое феминизм. Причины того, что женщины высказываются против феминизма, в некорректности сформированного медиа представления о феминизме и в банальном незнании, в чем состоят его идеи", — заявила она.

Говоря об идеологических противниках феминизма, Елена Минченя сказала, что главным из них  является сексизм – "представление о том, что сущность женщины (и мужчины), ее положение в обществе определяется биологическим полом, что женщины от природы неспособны к целому ряду занятий". "Феминизм говорит о том, что в основе всего – культурные представления и интерпретации того, что значит быть женщиной (и мужчиной). Феминизм выступает за то, что все люди, независимо от их пола, имеют право на выбор наилучшего для себя пути для самореализации. Пол не может использоваться как фактор, ограничивающий доступ к какой-либо деятельности", — добавила она.

Наталья Василевич же полагает, что "в XXI веке в Беларуси не осталось идеологий, которые бы откровенно унижали женщин перед мужчинами". "При этом любая идеология, даже сам феминизм любого разлива, может работать против своих же основных ценностей и вместо разрушения стереотипов их укреплять или создавать новые, не менее вредные", — заявила политолог.

Есть ли у феминизма последствия?

Елена Минченя также заявила, что "у феминизма, в принципе, не может быть негативных последствий". По ее словам, от более справедливого общества выигрывают не только женщины, но и мужчины. "Например, высокая смертность мужчин от несчастных случаев и заболеваний – это последствие патриархата или общества, в котором и мужчины должны соответствовать целому набору критериев, чтобы считаться «настоящими» (рисковать, пренебрегать заботой о себе, скрывать эмоции).  Существует заблуждение, что суть феминизма только в том, чтобы перевернуть иерархию, однако, на мой взгляд, это представление далеко от истины. Задача в том, чтобы создать общество, в котором интересы и возможности разных социальных групп были бы учтены. Что касается Беларуси, то в отношении гендерного равенства здесь сделано еще очень мало. Важно то, что исследования показывают, что в тех семьях, где мужчина и женщина делят обязанности по уходу за детьми поровну, сами мужчины говорят о том, что открывают для себя новый опыт и другое понимание близости в отношениях", — подчеркнула она.

Наталья Василевич же полагает, что у феминизма в Беларуси вообще нет никаких последствий. "Если у нас только 4% женщин себя относят к феминисткам, то вряд ли те 4% могли повлиять на ситуацию во всей Беларуси. На мой взгляд, последствий нет никаких. Я бы вообще отдала предпочтение тому, чтобы говорить не о последствиях, а о результатах. Но и о них говорить трудно. Все изменения социальной структуры — на экономическом, политическом, семейном уровне — последствия каких-либо других процессов, но никак не феминистского движения. Урбанизация, войны, экономические трансформации и тому подобное больше повлияли, чем какая-то идеология или ее элементы", — полагает эксперт.

Говоря о проблеме абортов, Елена Минченя признала, что феминизм поддерживает право женщины на аборт. "Однако это не значит, что феминизм призывает к абортам. Феминизм выступает за желанную и планируемую беременность, говоря о том, что аборт должен быть безопасным, профессиональным и редким", — сказала она.

В свою очередь Наталья Василевич считает порочной практикой стремление сводить проблему абортов к "женской" проблеме. "Если посмотреть статистику абортов, то явно не те 4% женщин, относящих себя к феминисткам, преимущественно являются теми, кто к этой травматической процедуре обращается. Часто именно угнетенное положение женщины, ее социальная неопределенность и незащищенность — как раз становятся причиной абортов, решение о которых принимаются отнюдь не исходя из идеологии", — подчеркнуларедактор портала "Царква".

Есть в феминизме и направление, которое защищает интересы лесбиянок, рассказала Елена Минченя. По ее словам, феминизм также поддерживает ЛГБТ-движение, как "движение, направленное на борьбу с дискриминацией".

Феминистичны ли Femen и Pussy Riot?

Отвечая на вопрос, связаны ли с феминизмом такие женские организации как Femen и Pussy Riot, Елена Минченя, сказала что активистки Femen сами не называют себя феминистской группой. "Они идентифицируют себя как женская организация. Что не одно и тоже. Лично я вижу целый ряд проблемных моментов в том, как организованы их перформансы. К сожалению, там все больше эксплуатации женской сексуальности, чем подрыва патриархальных ценностей и норм", — заявила она.

"Что касается Pussy Riot, то самое главное, о чем сейчас нужно говорить и что делать, – это призывать к их освобождению.  Pussy Riot указали на целый ряд проблем российского общества – на сращивание церкви и государства и недемократический характер власти. Все, что происходило после, только подтвердило правоту их критики", — сказала Елена Минченя.

Между тем Наталья Василевич полагает, что некоторые элементы и референции к феминизму в указанных организациях присутствуют. "Для меня Femen, скорее, наоборот, антифеминистичные, поскольку эксплуатируют в политическом контексте женское тело как ресурс для рекламы каких-то политических идей (а то и в коммерческих целях). Что касается Pussy Riot, то я не видела в их творчестве ни эксплуатации женственности, ни борьбы за эмансипацию женщин", — подчеркнула политолог.

Женский ли праздник 8 марта?

Если по большинству вопросов мнения наших экспертов совпали, то по поводу празднования 8 марта их мнения диаметрально разошлись. Так, для Елены Минчени 8 марта — знаковый день для феминизма. "Это политический праздник, праздник, который напоминает нам о том, что когда-то у женщин не было тех прав, которые сейчас считаются само собой разумеющимися – право голосовать и избираться, право на профессиональную деятельность и достойные условия труда, право на образование. Все это приходилось завоевывать.  Кроме того, 8 марта — день, значимый для марксистского феминизма, поскольку именно в этот день в начале прошлого века были артикулированы интересы бедных женщин, женщин из рабочего класса", — заявила она.

А вот для Натальи Василевич такого праздника нет. "Я с этим праздником, как правило, не поздравляю, и меня тоже, как правило, не поздравляют. Среди моего окружения в календаре такого праздника нет, как нет 7 ноября, 1 мая, 14 февраля, 23 февраля", — отметила редактор портала "Царква".

Как вам новость?
Головоломки