Как в Беларуси растут цены на топливо и кто за это платит

В сентябре в Беларуси в очередной раз (третий с начала 2014 года) повышены цены на автотопливо. Причем рост идет ежемесячно начиная с июля. Что уже само по себе интересно: ожидание кризиса и девальвации с высокой инфляцией в первом полугодии обошлось без роста цен, а с момента получения российского кредита, появления спокойствия на рынке и снижения темпов роста инфляции начался рост цен на автотопливо.

И даже снижение цен на нефть ничего не изменило. Из чего можно сделать достаточно обоснованный вывод, что для Беларуси определение цены на автотопливо точно не зависит от мирового рынка. Да и общее положение в экономике сильно не влияет, иначе рост цен произошел бы еще в первом полугодии.

Чтобы понять, почему меняется цена на автотопливо, нужно посмотреть на составные части этой цены. Для Беларуси это входящая цена на нефть, процессинговые расходы, налоги и акцизы, оптовые и розничные накрутки. Судя по официальным заявлениям и сообщениям СМИ, изменений размеров акцизов, оптовых и розничных накруток не ожидается. А вот с входящей ценой на нефть для Беларуси произойдут серьезные изменения.

Постоянно находясь в поиске дополнительных источников ресурсов, Беларусь увидела в нефтяных пошлинах возможность «найти» 1-1,5 млрд долларов в год для бюджета. Заручившись поддержкой Казахстана, Беларусь начала последовательную осаду РФ на предмет получения этих пошлин под предлогом создании единого рынка по энергоносителям в рамках ТС-ЕАЭС. В результате под влиянием внешних причин удача улыбнулась Беларуси.

Вот только, не желая дарить «союзникам» миллиарды долларов, РФ за счет налогового маневра постаралась минимизировать эти потери. До этого цена делилась где-то пополам: внутренняя цена и экспортная пошлина. После налогового маневра экспортная пошлина должна будет составить порядка 100 долларов за тонну. Соответственно, все остальное будет внутренней ценой.

Понимая, что любая реформа – процесс болезненный, это произойдет не одномоментно, а за 3-4 года. В результате для экспортеров нефти принципиально ничего не изменится. Проблемы будут на внутреннем рынке. Но за счет уменьшения акцизов и дотирования поставок нефти на внутренний рынок планируется удержать рост цен к концу реформы на уровне 2-3 российских рубля (6-8%).

У Беларуси таких возможностей нет, так как уменьшение акцизов или компенсация роста цены из экспортной пошлины сведет на нет все плюсы для бюджета. То есть рост внутренних цен на российскую нефть будет компенсироваться за счет или НПЗ, или потребителей. НПЗ уже объявили свою позицию – они не будут работать себе в убыток, поэтому крайними останутся потребители.

Величину, на которую может подорожать автотопливо, можно оценить в размере 20%. Рост цены на российскую нефть для Беларуси к концу налогового маневра составит более 60%. Учитывая, что доля стоимости нефти в автотопливе составляет около трети (налоги и акцизы – около половины цены, плюс процессинг, опт и розница), то от 60% это как раз и составляет 20%.

Что-то подобное в торговле с РФ уже было с НДС. Тогда тоже для увеличения поступлений в бюджет проблемы возврата НДС переложили на субъекты хозяйствования, которые в свою очередь переложили НДС на потребителей. То есть потребители стали оплачивать НДС дважды – один российский, а второй белорусский. Так как процедура возврата НДС в торговле с РФ – процесс достаточно сложный.

Сейчас белорусский потребитель будет оплачивать из своего кармана увеличение внутренней цены на нефть, то есть увеличение поступлений в белорусский бюджет будет происходить по факту за счет роста цены на автотопливо.

А чтобы рост цен в 2015 году не стал шоковым, белорусских потребителей начали «готовить» заранее. Пока стоимость автотоплива привязали к цене доллара. Но это только начало…

Как в Беларуси растут цены на топливо и кто за это платит

Владимир Артюгин, главный редактор журнала "ВЭД и валютное регулирование", специально для Telegraf.by

Как вам новость?
Головоломки