Минфин: налоговая нагрузка на ИП не увеличилась

В министерстве финансов Беларуси сообщили, что, несмотря на вступление в силу с 1 января 2011 года изменений налогового законодательства для выравнивания налогообложения разных категорий индивидуальных предпринимателей, в целом усиления налогового давления на них не произошло. Заявление же общественных объединений ИП об обратном в минфине назвали "некорректными" и "искажающими действительность".

Как отметили в министерстве, основной смысл единого налога с предпринимателей заключается в том, что ИП при осуществлении отдельных видов деятельности вместо совокупности установленных налогов и сборов уплачивает практически один налог, взимаемый в фиксированной величине, независимо от размера реально полученного дохода.

«Вполне естественно, что его взимание связано с рядом особенностей. Одна из них — применение повышающего коэффициента к ставкам единого налога для индивидуальных предпринимателей, торгующих товарами, не произведенными в Республике Беларусь. По сути это аналог импортной таможенной пошлины, применяемой абсолютным большинством стран и направленной на защиту внутреннего рынка», — сообщили в минфине, передает БелТА.

В результате ИП, торгующий импортными товарами, уплачивал большую сумму единого налога по сравнению с ИП, занимающимся торговлей белорусскими товарами или оказанием услуг. Из-за этого, отметили в ведомстве, встал вопрос о выравнивании конкурентных условий между субъектами предпринимательства, применяющими отличные от единого налога системы налогообложения.
«Дело в том, что индивидуальный предприниматель или организация, применяющие общую или упрощенную системы налогообложения, уплачивают налоги в зависимости от размера полученного дохода, прибыли, выручки и т.п. А индивидуальный предприниматель, уплачивающий единый налог, вносит его в бюджет в фиксированном размере независимо от реально полученного дохода, что при значительном торговом обороте ставит его в более выгодные условия, заключающиеся в возможности получения большей прибыли, снижении цен и других», — подчеркнули представители министерства.
По их словам, как раз для выравнивания конкурентных условий деятельности различных субъектов предпринимательства в 2009 году в систему взимания единого налога ввели механизм доплаты: если у ИП выручка от реализации товаров и услуг превышала в 20 раз размер подлежащего уплате единого налога, то в бюджет необходимо было доплатить 10%-ный налог от суммы такого превышения.
Однако в данном случае, ИП, продающие иностранные товары, к ставке единого налога применяли повышающий коэффициент, предельный размер выручки, с которого необходимо были осуществлять доплату налога, для них существенно превышал предельный размер выручки, рассчитанный для ИП, продающих белорусские товары или оказывающих услуги и уплачивающих единый налог без повышающего коэффициента. Как оказалось, данные категории ИП оказалась в худшем положении, чем торгующими импортными товарами, так как при равном объеме выручки платили большую сумму единого налога. 
Именно эти диспропорции и были призваны устранить изменения 1 января 2011 года, предусматривающие изменение базы для расчета предельного размера выручки, при превышении которого осуществляется доплата единого налога. Ею для всех ИП стала ставка единого налога без корректирующих коэффициентов. Вместе с этим возрос предельный размер выручки с 20-и до 30-кратной суммы единого налога, а ставка такой доплаты уменьшилась с 10% до 8%.
«В результате, действительно, для индивидуальных предпринимателей, занимающихся реализацией импортных товаров, сумма доплаты единого налога с выручки возросла. Но одновременно произошло снижение налоговой нагрузки для индивидуальных предпринимателей, занимающихся торговлей белорусскими товарами или оказывающих услуги, причем довольно существенное. Всего к данной категории относятся более 45 тыс. индивидуальных предпринимателей», — заявили в минфине.

Как вам новость?
Головоломки