Кондрусевич поздравил верующих с Рождеством

Митрополит Тадеуш Кондрусевич поздравил с Рождеством Христовым католиков, а также верующих других христианских конфессий, отмечающих этот светлый праздник 25 декабря. В своем поздравлении глава белорусских католиков призвал верующих объединиться во имя светлого будущего Беларуси, протянуть друг другу руки, несмотря на религиозные и прочие различия.

В своем пастырском послании митрополит затронул не только проблемы веры и современной христианской общины, но и важные вопросы, которые волнуют все белорусское общество, в частности, демографическую проблему, а также вопрос смертной казни. Так, Тадеуш Кондрусевич в очередной раз указал на то, что Церковь считает аборты одним из способов геноцида народа, а смертную казнь — "посягательством на Божий дар жизни и оскорблением человеческого достоинства".

Ниже Телеграф приводит полный текст (перевод) пастырского послания митрополита Тадеуша Кондрусевича.

Пастырское послание

Митрополита Тадеуша Кондрусевича на Рождество 2011

От Вифлеема к сердцу человека

Глубокоуважаемые братья и сестры!

1. Наконец Рождество Господне! Четыре недели Адвента в бдении мы ждали этого дня и готовились к нему. До сердца каждого из нас доходит давешнее и одновременно новое послание ангелов: "Родился вам в городе Давидовом Спаситель" (Лк 2, 11). Исполнился обет Бога, который выслушал просьбу своего народа: Приди, Господи, и спаси нас. Завершилось время ожидания. Для каждого измученного грехом и нуждающегося в спасении и надежде человека рождается Христос. В больших базиликах, простых костелах и часовнях на всех языках христиане размышляют над правдой Боговоплощения. В сердце каждого из нас глубоким эхом звучит живое воспоминание о рождении Христа Спасителя, которое определило новое начало истории. Благодаря Боговоплощению Сын Божий соединил себя с человечеством и вошел в его историю. Двери спасительной благодати Божией открылись всем людям.

2. Напоминают об этом сегодняшние библейские чтения, которые говорят о том, что "младенец родился нам" (Ис 9, 6), "родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь" (Лк, 2, 11) и "явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков" (Тит 2, 11).
 
2.1. Бог приходит в этот мир как беззащитное и нуждающееся в помощи дитя, причем приходит в бедных Вифлеемских яслях. Одно из самых важных событий истории происходит тихо и незаметно. Бог приходит к своим тихо, словно не желая их запугать величием происходящего. Он не хочет нас приглушить своей мощью и становится малым, чтобы мы могли Его понять, принять и полюбить. Он не требует от нас ничего, кроме любви, благодаря которой мы учимся понимать Его желания, мысли и волю. Таким образом малый как ребенок Бог руководит нашими совестью и честью, — как учит Папа Бенедикт XVI. В начале новой истории, обожествленной тайной Боговоплощения, Бог ставит ребенка. Эта правда побуждает нас защищать Божий дар жизни и творить все возможное для его развития, чтобы противостоять демографическому кризису и создавать цивилизацию любви. При этом мы должны осознать, что убийство нерожденного ребенка является геноцидом народа, совершенного своими руками, а смертная казнь — посягательством на Божий дар жизни и оскорблением человеческого достоинства.

2.2. Ангелы возвещают, что родился нам Спаситель (ср. Лк 2, 11). Этот факт изменил ход истории. Бог стал человеком, чтобы объединить его с собой. Благодаря тайне Боговоплощения, Сын Божий так сильно объединился с человеком, что работал своими человеческими руками, думал человеческим умом, действовал человеческой волей, любил и страдал человеческим сердцем. Он действительно стал одним из нас и во всем, кроме греха, подобным нам (ср. Флм 2, 7). Его бессмертная жизнь стала смертной, чтобы крестной смертью спасти человечество.

Проходят века, а символ божественного младенца обращается к нам. Он является символом надежды для тех, кто ее потерял. Символом мира для тех, кто страдает. Символом свободы для бедных и угнетенных. Знаком милосердия для грешников. Символом любви и утешения для одиноких и оставленных.

2.3. Через тайну Боговоплощения "явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков" (Тит 2, 11). Благодать — это не что иное, как Бог с нами, у нас и среди нас. Благодать — это Бог, который открывается человеку и становится даром для него, чтобы его самого совершить новым детищем, — как учил блаженный Иоанн Павел II.

Со времени рождения Иисуса Христа эта благодать уже не скрытая, но появилась в человеческом теле и показала свое лицо, ведь Рождество Божие — это откровение Бога с человеческим лицом и сердцем. Благодаря этой благодати человек способен отказаться от поиска счастья вне Бога.

Эта благодать была объявлена всем людям и поэтому всем дает новую надежду, ибо только она может переменить зло в добро, может изменить человеческое сердце и сделает из него оазис покоя.

Хотя благодать Божия явилась всем, однако не все ее увидели и приняли. Почему так? Потому что не хотели и не хотят этого.

3. Тайну Боговоплощения можно принять только в духе веры. В то же время сегодня из этой истины часто удаляется ее религиозное содержание. Современная мировая торговля, которая не имеет ничего общего с религией, Рождество начинает в ноябре и, с целью привлечения клиентов делать покупки, использует даже религиозную символику. Она, лишенная своего первичного духовного значения, включается в махину рекламы и коммерции. Религиозные символы служат нерелигиозным целям. Святые вещи сводятся к уровню товара. Таким образом, мир коммерции присвоил себе Рождество со всеми его реквизитами, кроме одного: он выбросил из этого праздника главного протагониста — Иисуса.

К сожалению, в некоторых странах с очень богатой историей христианства во имя так называемой политкорректности, которая уже добралась и до религии, отмечается тенденция вычищения из Рождества его христианской сути. Все чаще вместо открыток с текстом поздравлений с Рождеством Христовым являются открытки с сезонным поздравлением — Season's greetings. Исчезают из публичных мест ясли и ели с религиозными символами. Это явная тенденция выбросить веру из публичной жизни людей и сделает ее только частным делом.

Еще в IV веке св. Григорий Назиянски в своей проповеди на Рождество противопоставил христианское его празднование языческому. Он говорил: "Почтим это праздник не ярмарочным способом, но божественным; не по-светски, но сверхъестественно; не как наше, но как Того, кем является наш Господь".

Коммерция, потребительская культура и политкорректность в религиозных делах сильно влияют как на подготовку к праздникам, так и на само их празднование. Покупки, подарки, гости и т.д. являются причиной того, что Рождество утрачивает свое духовное измерение и не оставляет никакого следа в нашей жизни. Пришло и прошло.

4. Таким ли должен быть христианский способ празднования Рождества Христова? Достаточной ли будет внешне красивая атмосфера с неспокойным сердцем? Не должен ли христианин в таком климате задуматься над тем, что с ним происходит? Не должен ли задуматься над тайной Боговоплощения? Не должен ли спросить самого себя, какое значение в его жизни имеет тот факт, что более двух тысяч лет назад Бог стал человеком и что Христос каждый день рождается для него в Церкви?

Поэтому, если потребительская и либеральная культура стремятся выбросить христианские символы из празднования Рождества Христова, нам нужно стараться лучше понять смысл этого праздника и ценность его традиций, принадлежащих к наследию нашей веры и культуры, чтобы их передать новым поколениям и развивать дальше.

Рождество должно стать тестом на нашу христианскую идентичность, а именно, хотим ли мы действительно жить Божьей милостью или только следуем традиции сходить в костел, купить детям подарки, поздравить близких, а в повседневной жизни остаемся подобны неверующим. Более гуманный мир, началом которого является Рождество, — это мир, в котором живет новый человек, способный противостоять вызовам времени, особенно миражам материализма и консюмеризма; противоречащему воли Божией использованию достижений науки и технологий; стремлению к абсолютной свободе без Бога; либерализма в делах этики; обожествления аморальных приятностей и т. д.

5. Один миссионер работал в африканской деревне, где не было воды. Ее надо было носить очень далеко из реки. Он побудил людей сделать артезианский колодец, чтобы всегда иметь свежую и чистую воду. С помощью благотворительных организаций они реализовали этот проект. Однажды миссионер зашел в дом, где жила пожилая женщина, и попросил у нее чашку чистой воды. С удивлением он услышал, что в доме нет питьевой воды. "Почему? — спросил миссионер. — Все же имеют". "Да, все имеют, — ответила женщина. — Но проблема в том, что мой внук, с которым я живу, ленится принести воду из артезианского колодца".

6. Вот тот пункт, в котором находится современный человек! Можно умереть от недостатка воды там, где ее достаточно. Почему? Потому, что вода не является нашей, пока мы сами не придем к ее источнику, чтобы взять то, что наше по праву. Чтобы утолить нашу жажду и напиться воды, нам прежде всего надо реализовать наше право на воду.

Так же и с правдой Рождества Христова. Нам нужно принять ее и почувствовать в нашей жизни, в наших семьях, в нашем обществе и во всем мире.

7. Когда мы размышляем над чудом Рождества Христова, то стоит посмотреть, как вели себя разные категории людей, которые непосредственно были связаны с этим событием.

С негативной стороны предстает хозяин гостиницы, который не пустил беременную Марию и Иосифа, говоря, что нет места. Также и Ирод, который был готов убить младенца Иисуса, так как в нем видел угрозу своему царствованию.

Позитивно представляются простые пастухи, которые оставили свое стадо и поспешили, чтобы увидеть родившегося Спасителя. Также и три волхва — ученые мужи с Востока — прошедшие долгий и опасный путь к Вифлеему, чтобы поклониться Иисусу и принести Ему свои дары. Они, а не фарисеи и руководители еврейского народа, получили благодать увидеть воплотившегося Бога.

При рождении Спасителя не было больницы и места в гостинице. Не было профессиональной медицинской опеки. Не было громкого приветствия новорожденного. Не было поздравлений. Не было достаточно тепла. Не было водопровода. Не было электричества. Но было достаточно любви, ведь без нее жизнь была бы невыносима. Поэтому Рождество Христово — это поцелуй Бога с землей, который принес людям новую надежду.

8. А как с нами? Действительно ли мы видим новорожденного Спасителя? Из потребности ли душевной спешим поклониться ему? А может, только отдаем дань традиции? В результате чего под елкой находится все больше блестящих и дорогой подарков, но между нами нет Бога, который нам в подарке пожертвовал самого себя. Если такой, построенной самим человеком, будет наша вера, то она не будет настоящей, так как будет лишена духовных ценностей, а общество без Бога останется искаженным.

Бог первый вышел нам навстречу и показал свой полный благодати и милосердия облик. Его пришествие в мир должно изменять нас. Поэтому нам надо спешить к Вифлеемской пещере, чтобы встретиться с Христом и в Нем увидеть нашего брата. Празднование Рождества Христова не будет иметь полного смысла и тогда, когда христиане не будут уметь провозглашать Его через свою жизнь другим людям.

Поэтому, как мы поем в рождественской песни, "пробудись, брат-белорус", ведь для тебя Бог родился. Пробудись, тот, кто спит, и восстань из греховной могилы, и проявится тебе Христос. Человек, ты умер бы навеки, если бы Он не родился во время.

9. Однажды маленькая девочка после Святой мессы на Рождество спросила у своей мамы: "Мама! Сегодня родился Господь Иисус. Год назад я также слышала, что Он родился. Так было и два года назад. Сколько же раз Он тогда родился?" Папа Иннокентий III на этот вопрос ответил следующим образом: "Иисус рождается от Бога Отца всегда. От своей матери Он родился только один раз. Но в наших сердцах Он рождается часто".

Пусть же нашим самым красивым праздничным даром и пожеланием будет то, чтобы Иисус как можно чаще рождался в наших сердцах.

10. Дорогие братья и сестры, соотечественники, все люди доброй воли!

С праздником! С Рождеством Христовым! От всего сердца поздравляю вас с этим радостным, спасительным и дающем новую надежду праздником Боговоплощения!

Поздравляю католиков и верующих других христианских вероисповеданий, которые сегодня отмечают этот праздник. Особенно поздравляю братьев и сестер православных, которые переживают Адвент и в бдении готовятся к празднику Рождества Христова. Хотя литургические календари у нас разные, однако смысл праздника одинаковый, а именно — Боговоплощение. Также и мы в нашем служении Народу Божию должны быть едиными, чтобы вместе свидетельствовать истину Евангелия, защищать христианские ценности и на них строить нашу жизнь.

Поздравляю всех людей доброй воли. Бог стал человеком и всех спас. Поэтому и наша радость имеет право быть совместной.

Желаю, чтобы Христос своей благодатью родился в наших сердцах, чтобы мы все в Нем открыли Спасителя, претерпели беззащитную любовь Бога, Его смирение и милосердие, а также научились новому способу жизни, взаимной уважении и любви.

В этой спасительный и радостный праздник призываю вас глубоко к сердцу принять слова пророка нашего времени, Великого Папы блаженного Иоанна Павла II: "Не бойтесь! Откройте двери Христу!" Откройте, так как Он хочет родиться и быть в наших сердцах и их укреплять своею благодатью. Он поможет нам лучше понять себя самих, наше общество и его проблемы, чтобы на принципах Евангелия мы могли решить их достойно, как соответствует нашему народу. Ведь встреча с Христом является лучшим лекарством для погруженного в кризис мира. Если нам угрожают духовная засуха и смерть, во Христе есть будущее, жизнь и радость, — учил папа Бенедикт XVI в ходе своего визита в Германию в сентябре этого года.

Господи Иисусе Христе, Ты своим рождением принес настоящий мир в этот мир, одари нас своею милостью, мудростью и стойкостью. Пусть там, где проявляется озлобленность, царит любовь; где обида — прощение; где разделение — единство.

По старой традиции, в святую ночь Рождества Христова воюющие стороны на фронте прекращали огонь и даже ходили друг к другу в гости. В этот праздник духовного мира и покоя подадим друг другу руки во имя родившегося в Вифлееме Спасителя, который таким образом присутствует среди нас, объединимся во имя светлого будущего нашей страны. Мы же все ее дети, нам здесь жить и идти к вечности.

Как залог нашего единства в новорожденном Спасителе и новой надежды, даже вопреки надежде (ср. Рим 4, 18), делюсь со всеми вами облатками и, доверяя опеке Богородицы, от всего сердца благословляю во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Архиепископ Тадеуш Кондрусевич
Митрополит Минско-Могилевский
Апостольский Администратор Пинской епархии

Как вам новость?
Головоломки