Романчук: директива №4 станет первым тестом для Мясниковича

Экс-кандидат в президенты Беларуси, экономист Ярослав Романчук полагает, что подписанная 31 декабря 2010 года президентом Александром Лукашенко директива № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» станет тестом для нового премьер-министра страны Михаила Мясниковича.

«М. Мясникович взял на себя большую ответственность интерпретатора директивы № 4. За три месяца он на пару с П. Прокоповичем (глава Нацбанка Беларуси Петр Прокопович — Телеграф) должны разработать и утвердить план мероприятий по реализации этого документа. Это первый серьезный тест для нового премьера», — считает Ярослав Романчук.

«План мероприятий — это еще не набор постановлений, указов и законов, — уверен политик. — Тем не менее, направление мысли нового правительства станет очевидным. Если будет взят курс на рынок, то М. Мясникович должен будет убедить всю номенклатурную рать и Александра Лукашенко занять четкую позицию по целому ряду двусмысленных вопросов. Противоречий в тексте директивы предостаточно».

При этом Ярослав Романчук отмечает, что слово «либерализация» в название директивы не попало, но «дух предпринимательской свободы в ней, безусловно, присутствует». «Основная задача нового премьера страны будет заключаться как раз в том, чтобы этот дух стал законодательной плотью», — считает экономист, передают «Белорусские новости».

Зампредседателя ОГП также указывает на то, что, с одной стороны, директива призывает «исключить вмешательство органов государственного управления в процесс ценообразования», с другой же — планируется сохранить государственное регулирование цен на социально значимые товары. «Спор по поводу списка этих самых товаров разгорится нешуточный», — уверен Ярослав Романчук.
 
«Здесь к месту вспомнить, что цены на хлебобулочные, мясные и молочные товары, а также большинство товаров для детей выше мировых. И это — при наличии административных ограничений! М. Мясниковичу логично было бы вообще выступить против наличия в белорусских законах формулировки «социально значимые товары». Посмотрим, отважится ли он на это или, по крайней мере, предложит ли сузить этот перечень до минимума», — отмечает политик.

Романчук: под прикрытием директив и указом может начаться передел собственности

Директива говорит о необходимости «гарантировать необратимость приватизации государственного имущества при условии соблюдения субъектом приватизации требований законодательства», продолжает Ярослав Романчук.

«В Беларуси такое несовершенное законодательство по приватизации, такая слабая система защиты прав собственности, что никакие гарантии, тем более в директивах, никого не убедят. Не успели высохнуть чернила на тексте директивы № 4, как появился указ президента № 2 от 3.01.11, который позволил концерну «Беллесбумпром» вопиющим образом вмешиваться в дела не имеющей ни одной акции государства ЗАО «Холдинговая компания «Пинскдрев». Это своеобразная интерпретация нового подхода к гарантиям прав собственности», — констатирует Ярослав Романчук.

«А ведь в директиве указано на то, что требуется «принимать самые серьезные меры по защите и развитию частной собственности». При наличии таких «серьезных» правовых практик можно себе представить, какой передел собственности может начаться под прикрытием директив и указов…» — полагает экономист.

Политик считает, что белорусский премьер должен будет прояснить бизнесу свое понимание слов «кардинально» и «радикально». «Директива призывает именно кардинально «сократить количество административных процедур». А еще — радикально «сократить финансовую отчетность». Кроме того, новый премьер должен поделиться с нами своим представлением о «гармонизации», ведь директива направляет нашу налоговую систему на гармонизацию с «действующими в европейских странах», — отмечает Ярослав Романчук.

Романчук: Мясниковичу придется «серьезно поломать голову» над налогами

Экономист продолжает: «Серьезно поломать голову придется новому премьеру и в налоговой сфере. Дело в том, что большинство стран Европейского Союза страдают именно по причине вредных налоговых систем. Высокие налоги, сложное администрирование, большие дефициты бюджетов и опасный уровень долга — вот что такое европейская фискальная политика. Не дай бог нам гармонизировать нашу с европейской — в результате мы получим то, что получила формально Россия, скопировав европейскую налоговую систему».
 
Экс-кандидат в президенты уверен, что призыв к гармонизации белорусской налоговой системы с Европой — это самая большая ошибка директивы № 4. «Далеко не все то, что европейское, эффективно и качественно. М. Мясникович должен будет еще раз с карандашом в руке перечитать директиву и программу четвертой пятилетки и отказаться от того, что было туда включено исключительно по предвыборным, политическим соображениям», — подчеркивает Ярослав Романчук.

«Так или иначе, опытному номенклатурщику Михаилу Мясниковичу и не менее заслуженному перед белорусской Вертикалью Петру Прокоповичу предстоит нелегкая личностная и профессиональная ломка. Им выпало руководить в эпоху перемен. Причем руководить опосредованно, через личные решения А. Лукашенко. Это как раз то время, когда можно войти в историю. Победителем кризиса в лучах народной славы — или же побежденным, «погребенным заживо» коррупционными делами и лоббистскими сговорами», — резюмирует Ярослав Романчук.