: Суд над Брейвиком. Эксклюзив Telegraf.by

В пятницу, 24 августа, в Норвегии был вынесен приговор Андерсу Брейвику, убившему 22 июля 2011 года в Осло и на острове Утойя 77 человек. Он признан вменяемым и приговорен к 21 году тюрьмы. В связи с этим корреспондент Телеграфа попросил генерального секретаря Христианско-демократической партии Норвегии (КРФ) Кнута Яра (Knut Jahr) высказать свое мнение по данному теракту и процессу по нему, а также сравнить его с терактом в минском метром, который также произошел в 2011 году.

Telegraf.by: Президент Беларуси Александр Лукашенко после взрыва в минском метро заявил, что его причиной стала чрезмерная демократия в стране, от которой всех "тошнило"? Согласны ли вы с таким мнением?

Кнут Яр: В Норвегии мы не обсуждаем то, о чем говорил Лукашенко, так как альтернативой демократии может стать полная закрытость и диктатура. И это не то общество, в котором мы бы хотели жить. Так, мне кажется, думает большинство норвежцев. Мы любим демократию. Мы любим открытость. Да, у нашего премьер-министра недавно появилась охрана, но он все равно спокойно прогуливается по улицам. Это очень открытое общество.

Наш премьер-министр сказал после теракта: больше демократии, больше открытости. И я думаю, что все норвежцы так думают. Нельзя быть на 100% уверенным, что не найдутся люди, которые захотят совершить что-нибудь подобное. Мы это видим и в США, и в Швеции, и в других странах. Я считаю, что мы наоборот должны поддерживать демократию и открытость общества.

Основной вопрос, который сейчас волнует норвежское общество: здоров ли Брейвик или не нездоров (интервью бралось до вынесения приговора, если бы Брейвика признали невменяемым, ему грозило бы пожизненное лечение в психиатрической больнице — Телеграф). Если он нездоров, если он сумасшедший и не отвечал за свои поступки, то он не попадет в тюрьму и его будут лечить. И мы до сих пор не знаем, здоров ли он. Его проверяли две группы врачей. Первая группа сказала, что он болен и не несет ответственности, вторая – что он здоров и несет ответственность. И поэтому люди ждут в напряжении, какой же будет окончательный вердикт.

Брейвик борется за то, чтобы его признали небольным, и он заявляет, что действовал по политическим мотивам. Но, если его признают нездоровым и неспособным отвечать за свои поступки в момент теракта, то это значит, что теракт был делом рук сумасшедшего. Не политической акцией.

Telegraf.by: В Беларуси Ковалева и Коновалова, осужденных за взрыв в минском метро, расстреляли через 11 месяцев после теракта. В Норвегии же суд над Брейвиком тянется уже более года. В чем причина этого?

Кнут Яр: В Норвегии долгая подготовка к суду и сам долгий суд помогают нам всем пройти через это. Данный процесс полностью соответствует нашему обществу, в котором уважают права человека. У Брейвика есть возможность говорить то, что он хочет сказать, у свидетелей – то, что они хотят. Прокурор рассказывает шаг за шагом о каждой жертве, о всех 77-и: как кто умирал, как Брейвик ранил их и так далее.

Я разговаривал с людьми, которые были связаны с этим процессом, и они рады, что процесс был настолько глубоким. Они рады, что все стороны этого теракта были представлены в суде. И Брейвик был вынужден сидеть и слушать все это: как он убивал людей, как он ранил их.

Мы не считаем, что суд, начавшийся 16 апреля, тянется слишком долго. Мы считаем, что необходимо время, чтобы подготовиться к суду, чтобы все учесть. Мы считаем это нормальным. Нельзя выносить приговор всего через 11 месяцев после теракта.

У нас также есть парламентская комиссия "22 июля", которую возглавляет лидер нашей партии Кнут Арильд Харейде. 13 августа она выступила с докладом о том, как мы можем улучшить государственную политику в отношении полиции, охраны и тому далее. Комиссия изучила все стороны этого события, этой трагедии: как реагировала полиция, как военные реагировали, как вели себя власти. Они прошлись по всему, подняли все камни. И некоторые люди понесли ответственность за это. Вообще, многие люди лишились своих должностей после теракта: министр юстиции, глава полиции и многие другие.   

Telegraf.by: Как вы считаете, какого наказания заслуживает Брейвик? Есть ли на этот счет определенная позиция КРФ?

Кнут Яр: Да, есть. Позиция КРФ довольно ясная. Согласно нашим христианско-демократическим ценностям, мы не поддерживаем смертную казнь. Мы считаем, что только Бог вправе забирать человеческую жизнь.

Мы считаем, что Брейвик должен быть огражден от общества. Он не должен больше быть частью общества. Максимальное наказание, которое он может понести – 30 лет лишения свободы. Но, тем не менее, если его признают опасным для общества, то он может остаться в тюрьме и на более длительный срок.

Мы также считаем, что должны следовать законам, которые есть сегодня. Потому что хотим жить в справедливом обществе. Закон не может иметь обратной силы. И большинство норвежских партий тоже поддерживают это. Они не поддерживают смертную казнь. Смертная казнь – это не тема для обсуждения.

Telegraf.by: В своем заявлении Брейвик объявлял себя ультроправым активистом, который борется против иммиграции. Повлияло ли это каким-нибудь образом на популярность правых партий Норвегии? Стали ли они менее популярными?

Кнут Яр: Наиболее влиятельной правой партией в Норвегии является Партия прогресса. Ее популярность немного упала год-два назад, но я не считаю, что это как-то связано с 22 июля. Кстати, Брейвик был членом этой партии несколько лет назад. Но я не считаю, что мы должны осуждать всю партию, если один из ее членов совершил подобные поступки.

Конечно, в Норвегии есть группы, которые очень скептически настроены по отношению к иммигрантам. Также в Норвегии, как и во всех странах, есть группы расистов. Но они непартийные.

Партия прогресса выступает за ограничение иммиграции, но они далеки от взглядов Брейвика. Он более придерживается фашистской идеологии. Он всегда повторял: "Мне жаль, что я убил их, но я должен был". Это было его мантрой: "простите, но это было необходимо". Я думаю, что большинство партий осуждают его. Нельзя вести внешнюю политику, основываясь на взглядах Брейвика.

Telegraf.by: Проблема иммиграции в Норвегии настолько велика, как ее описывал Брейвик?

Кнут Яр: Мы выступаем за гуманную политику. Мы же, как христиане, выступаем за то, что необходимо заботиться о сиротах и обездоленных. Каждый человек уникален и заслуживает особого отношения к себе. И это мы должны подчеркивать в своей деятельности.

Большинство иммигрантов, которые прибывают в Норвегию в поисках убежища, нуждаются в защите. И мы считаем, что люди, которым нужна защита, должны ее получить. Люди, которым по возвращении домой угрожает смерть или пытки, должны иметь возможность остаться. И в законе оговорено, что такие люди должны быть защищены от угрозы высылки домой.

В качестве примера здесь можно привести мусульманского муллу Крекара из Курдистана. Правительство намеревалось выдворить его из страны на родину. Но, если бы это произошло, ему бы грозила смертная казнь. И в результате его не выслали из страны.

Согласно христианско-демократическим ценностям, мы должны заботиться о людях и относиться к каждому индивидуально. Но, все-таки, иммиграция — это не простая тема.

Telegraf.by: Вы много говорили о христианско-демократических ценностях. Каким вы видите будущее христианской демократии в Норвегии в частности и в Европе в целом?

Кнут Яр: Мартин Лютер Кинг сказал: "У меня есть мечта". Я считаю, что и христианско-демократические ценности, и духовный образ жизни расширяются. Не только среди христиан, но и среди тех, кто ищет смысл жизни. Я думаю, что у этого есть будущее. Наша задача – распространять христианско-демократические ценности так, чтобы люди их понимали.

Мы хотим общество, которое основывается на семье, на возможности самореализации человека. Мы и не либералы, которые считают, что человек сам может достичь всего, но и не социалисты, которые призывают к чрезмерному коллективизму. Мы находимся по середине, в центре. Мы признаем возможности и ценности индивида, но и не забываем об интересах всего общества.

Важность духовных ценностей все увеличивается в мире. И по мере углубления кризиса она будет расти. Во время кризиса, люди больше думают о духовных ценностях, так как они видят, что деньги не могут гарантировать благосостояния.

Узнать, что думают о смертной казни некоторые известные и не очень представители белорусского общества можно в спецпроекте Telegraf.by "За или Против. Смертная казнь".

Как вам новость?
Головоломки