В Беларуси расширяется безотметочное обучение

С 1 сентября в начальные школы Беларуси переходят на безотметочное обучение по музыке, изобразительному искусству, трудовому обучению и физической культуре. Кроме того, такое обучение вводится в пятых классах — по музыке, в пятых-шестых — по ИЗО. Об этом заявил заместитель министра образования Казимир Фарино.

По его словам, актуальность безотметочного обучения только возрастает. "Сегодня особую значимость приобретает умение самостоятельно оценивать ситуацию, не ориентируясь на оценку, данную извне. Именно безотметочное обучение, позволяющее развивать оценочную активность учащихся, может сыграть в этом отнюдь не последнюю роль", — заявил замминистра.

Преимущество безотметочного обучения в том, что оценивание происходит в виде развернутого суждения, а не условного выставления баллов. "Несомненно, в этом случае гуманистический потенциал оценки гораздо более высок. Эту систему уже давно используют многие школы, преподающие курсы ораторского мастерства в Москве", — считает Казимир Фарино.
 
Кроме того, безотметочное обучение стимулирует школьника формировать внутреннюю, не внешнюю мотивацию. "При традиционной системе оценивания отметка выступает в качестве внешнего мотивационного фактора, во многом определяя успешность или неуспешность учебной деятельности ребенка. Однако этот путь не всегда эффективен", — сказал замминистра.

"Если человек привыкает действовать лишь под влиянием внешней мотивации, то учиться в течение всей жизни ему будет достаточно сложно. Необходимо сформировать мотивацию внутреннюю, чтобы сам процесс учения вызывал интерес и стимулировал познавательную активность человека", — добавил он.

Как отметил Казимир Фарино, отметка может вытеснить познавательный интерес ребенка. "В условиях безотметочного обучения мотивация перестает иметь внешнюю форму. Лишенный внешнего стимула в виде отметки, учащийся обретает новые мотивы учебной деятельности, которые лежат в сути самой учебной деятельности. Несомненно, эти мотивы являются более устойчивыми, они не зависят от внешних влияний. И сегодня, в условиях непрерывного образования, сформированность таких мотивов имеет огромное значение", — сказал он.

Введенное безотметочное обучение в первых-вторых классах было эффективным, заявил замминистра образования. Поэтому оно вводится по указанным выше предметам в других классах. "При безотметочном обучении значительно снижается роль внешней мотивации. В этих условиях нужно было начинать с учебных предметов, которые имеют высокий мотивационный потенциал и сами по себе достаточно интересны учащимся. В начальной школе практически все дети любят петь, играть, рисовать, мастерить, прыгать и бегать. Вполне очевидно, что адаптация к новой системе оценивания в условиях обучения этим учебным предметам должна была произойти легче", — пояснил он.

Отсутствие отметок также помогает обратить внимание на прилагаемые старания учащихся, а не только их способности, и нейтрализовать зависимость отношения к детям их родителей в соответствии с получаемой оценкой.

"Сначала отношение к новой системе оценивания было неоднозначным, однако в ходе эксперимента оно претерпело определенные изменения. Сегодня родители в основном поддерживают безотметочное обучение. Они считают, что оно не унижает достоинство детей, повышает уровень их эмоционального благополучия, развивает самостоятельность и творчество. Также родители отмечают, что на уроках дети чувствуют себя более комфортно, становятся более раскованными", — рассказал Казимир Фарино.

Фарино: не все преподаватели умеют правильно оценить школьников

По его словам, обучение без отметок также поддержало большинство преподавателей. "Безотметочное обучение предполагает наличие у учителя умения дать развернутую содержательную оценку работе каждого ученика. Практика показывает, что не все учителя этим владеют. Подобному умению необходимо обучать даже опытных педагогов, вырабатывая у них установку на видение и адекватную оценку индивидуальных возможностей детей", — отметил замглавы минобразования.

В результате введения безотметочного обучения дети стали охотнее выбирать задания творческого уровня и успешнее справляться с ними. "Кроме того, их творческие замыслы более интересны и оригинальны. В ходе эксперимента учащиеся стали более адекватно оценивать свою деятельность на уроках, их суждения стали более конструктивными", — сказал Казимир Фарино.

По его словам, развернутое оценочное суждение, применяемое в безотметочном обучении, несет больше информации, чем отметка. "Из него учащийся может узнать не только о том, каковы его знания и умения, но о том, насколько эффективные способы и приемы он использовал при выполнении задания. При оценивании постоянно подчеркивается старание и усердие учащегося, его стремление к достижению цели", — добавил замминистра.

Как вам новость?