Войтович: в Беларуси невыгодно быть ученым

В настоящее время в Беларуси снижается уровень образования в школах и вузах, а это серьезно сказывается на науке. Об этом рассказал бывший президент Национальной академии наук Беларуси академик Александр Войтович. По его словам, в Беларуси сейчас быть ученым непрестижно и невыгодно.

«Слабые знания в школе, слабые знания в вузе дают в результате слабые знания в науке. Проблему деградации высшего образования необходимо активно поднимать в обществе, принимать меры на уровне министерства образования», — цитирует Александра Войтовича «Ежедневник».

По словам экс-главы НАН, проблема снижения уровня образования обусловлена в целом снижением статуса учителя. «В педуниверситет поступают слабые ученики. Из них получаются слабые учителя, которые идут в школу и готовят слабых учеников. Возникает замкнутый круг», — заявил Александр Войтович. Но основная проблема, по его словам, заключается в очень низком статусе учителей и научных сотрудников, в том числе, и в их низкой зарплате.

«Если раньше я, будучи заведующим лабораторией, доктором наук, получал 500 рублей (во времена СССР — Телеграф) — это были большие деньги. А сейчас ставка заведующего лабораторией 530 тыс. рублей. Если приплюсовать различные надбавки, например, за стаж работы, получится 950 тыс. рублей. Милиционер или рабочий на тракторном заводе больше зарабатывает», — рассказал Александр Войтович.

При таких условиях у молодых людей, по словам ученого, не возникает желания получать высшее образование. «Зачем учиться, если такие деньги можно заработать без всякой учебы», — сказал бывший президент НАН Беларуси.

Низкий образовательный уровень выпускников вузов уже сегодня серьезно отражается на науке, отметил Александр Войтович. «Я разговаривал с представителями Высшей аттестационной комиссии, которая рассматривает вопросы защиты диссертаций в нашей стране, и там тоже отмечают снижение образовательного уровня», — добавил ученый.

«Бывает, что при защите кандидатских диссертаций по техническим наукам соискатели ставят знаки равенства между килограммами и сантиметрами или возводят 10 в степень пяти килограммов», — сообщил Александр Войтович.

Присоединение Беларуси к Болонскому процессу, по словам специалиста, не решит внутренних проблем образования в стране. «Дети в школы идут в нашей стране. И учат их учителя, которые заканчивают наши вузы», — констатировал академик.

Как вам новость?
Головоломки