Как оплачивать рекламу в интернете белорусскому бизнесу

Пополнение рекламных кабинетов из Беларуси ― тема, которая не до конца ясна в среде белорусских рекламодателей.

Компания GetProfit решила разобраться, какие есть варианты оплаты рекламы в интернете, что такое НДС в рекламной политике, почему его важно платить, и кто освобождается от налогов. 

 

Рекламные площадки

Для решения различных бизнес-задач в интернете владельцы бизнеса обращаются к пяти основным рекламным площадкам: 

  • Google (+сеть сайтов партнеров КМС)
  • Яндекс (+сеть сайтов-партнеров РСЯ)
  • Facebook (+Instagram и Messenger)
  • ВКонтакте
  • MyTarget (+Одноклассники).

 

Что стоит учесть перед началом работы с рекламными площадками

Google (YouTube), Facebook (Instagram), ВКонтакте и MyTarget (Одноклассники) не имеют офисов в Беларуси, то есть являются компаниями-нерезидентами. 

 

Для юридических лиц и ИП

Юридические лица и ИП, покупая услуги у иностранных организаций, которые не зарегистрированы в Беларуси, должны уплачивать налоги: 20% НДС и 15% налог на доходы иностранных организаций. 

 

Для физических лиц

Физические лица, покупая рекламные услуги у иностранных организаций, которые не зарегистрированы в Беларуси, должны уплачивать налоги только 20% НДС. 

Платить 15% физическим лицам не нужно, так как они не являются налоговыми агентами в отношении налога на доходы иностранных лиц  в рамках рекламных услуг.

Яндекс имеет представительство в Беларуси, поэтому юридическим лицам, ИП и некоторым физическим лицам нужно платить только 20% НДС. 

 

Как пополнять рекламные кабинеты?

Существует два способа пополнения аккаунта: напрямую самостоятельно и через посредника, то есть рекламное агентство.

 

Что об этом говорит закон? 

Согласно статье 2 Закона “О рекламе”, рекламодателем могут быть юридические лица, индивидуальные предприниматели и некоторые физические лица. Если с первыми двумя пунктами все понятно, то что означает последний. Правомерно размещать рекламу в интернете, в том числе в социальных сетях, могут ремесленники и физические лица, занимающиеся деятельностью, которая не является предпринимательской.  

Эти физические лица могут размещать рекламу только своей деятельности, ее полный список по ссылке. Если деятельность не попадает в него, то физическое лицо, размещающее чужую рекламу и получающее от этого доход, фактически осуществляет предпринимательскую деятельность, ввиду чего обязано регистрироваться как ИП и уплачивать налоги. В противном случае это будет считаться незаконной предпринимательской деятельностью. 

Например, если маркетолог/сотрудник оплачивает рекламные услуги площадок своей личной банковской карточкой для компании, но без уплаты вышеуказанных налогов компанией, в интересах которой произведены данные расходы, то такая схема является незаконной и может стать основанием для проверки на предмет уклонения от уплаты налогов. 

 

Что такое НДС при покупке рекламных услуг у нерезидентов и почему его так важно уплачивать?

Один из важнейших налогов ― это НДС (налог на добавленную стоимость). Если упростить, то суть его в том, что к цене при продаже прибавляется определенный процент. Обычно этот процент перечисляется заказчиком исполнителю вместе с ценой услуги, а исполнитель уплачивает его в бюджет государству. Однако, существует ряд объектов налогообложения (подробнее см. 115 НК) и других особенностей уплаты НДС, из которых мы рассмотрим не стандартную ситуацию, когда НДС уплачивает  само лицо, получающее доход (как бы НДС с дохода Исполнителя), а ситуацию при которой НДС уплачивается тем, кто оплачивает услугу (как бы НДС с покупки услуги Заказчиком). В контексте данного материала важно рассмотреть второй вид НДС, который применяется в работе с иностранными площадками.

Как только компания начинает самостоятельно работать с зарубежными рекламными площадками, она обязана заплатить налог НДС с покупки услуги. 

  • Если вы юрлицо ― вы платите НДС.
  • Если вы юрлицо на УСН ― вы платите НДС.
  • Если вы ИП ― вы платите НДС.
  • Если вы ИП на УСН ― вы платите НДС.
  • Если вы ― физическое лицо, заказывающее рекламу, ― вы платите НДС (с вас всё равно возьмёт НДС иностранная организация и уплатит его в бюджет).

Упрощенная система налогообложения (УСН) применяется к выручке ИП или юрлица, но не к его расходам. То есть ИП/юрлицо на УСН должен платить НДС при приобретении рекламы. 

 

Кто не платит НДС?

В 2017 году был подписан Декрет № 8 «О развитии цифровой экономики”, согласно которому компании-резиденты ПВТ получили ряд дополнительных льгот по налогообложению, в частности, ставка налога на доходы иностранных организаций составляет 0 и применяется освобождение от налога на добавленную стоимость в рассматриваемых случаях. А также компании-резиденты Китайско-Белорусского индустриального парка “Великий камень” освобождаются от уплаты НДС в силу Указа Президента Республики Беларусь №166 от 12.05.2017.

Таким образом, резиденты ПВТ и Индустриального парка “Великий камень” при пополнении рекламных аккаунтов в Google (YouTube), Facebook (Instagram), ВКонтакте и MyTarget (Одноклассники) будут освобождены от НДС. 

 

В чем разница пополнения рекламных кабинетов самостоятельно или через агентство?

Для начала рассмотрим преимущества и недостатки прямого пополнения рекламных бюджетов на площадки. 

 

+
Компания никому не платит комиссию Компания должна заключить с каждой рекламной площадкой отдельный договор
Можете пополнять на любую сумму*

* в зависимости от правил рекламных площадок
Необходимо самостоятельно следить за уплатой всех налогов
Нет посредника Не получаете всех закрывающих документов, которые необходимы бухгалтерии
Пополнять кабинеты без посредника ― быстрее

 

Главный минус для некоторых физических лиц ― это то, что не все рекламные площадки хотят работать напрямую с физическими лицами. Например, Google в январе 2018 года опубликовал обновления рекомендаций по работе с частными лицами в Беларуси. Теперь все платежи за услуги должны производиться через расчетные счета юридических лиц или рекламные агентства.

Рекламные агентства являются посредником между площадкой и заказчиком. 

+
Заключение договора. Вы получаете все необходимые закрывающие документы для бухгалтерии Возможная комиссия
Гарантированное отсутствие проблем с уплатой НДС Зачисление не минута в минуту, а день в день
Исключение налога в 15% на доход иностранных организаций
Зачисление рекламного бюджета день в день
Техническая поддержка и рекомендации по ведению рекламных кампаний

 

Но даже эти способы не освободят вас от полной уплаты НДС.

 

Как пополнять рекламные кабинеты без НДС 

Единственный вариант, когда НДС не возникает ― при приобретении услуг у резидента ПВТ или индустриального парка “Великий камень”. Компания GetProfit, резидент ПВТ, создала уникальное программное обеспечение ― личный кабинет GetProfitAds, при приобретении услуг в котором вы сможете: 

  1. Работать, в том числе с Google (YouTube), Facebook (Instagram) и MyTarget без НДС и налога на доходы нерезидента
  2. Контролировать баланс на всех площадках и автоматически формировать счета для его пополнения.
  3. Вносить рекламные бюджеты “день в день”
  4. Получать уведомления об окончании рекламного бюджета за несколько дней. 
  5. Получать консультацию по настройке рекламных кабинетов.

Выгодные условия по пополнению рекламных систем вы можете найти здесь.

Как вам новость?
Головоломки