Пополнение рекламных кабинетов из Беларуси ― тема, которая не до конца ясна в среде белорусских рекламодателей.
Компания GetProfit решила разобраться, какие есть варианты оплаты рекламы в интернете, что такое НДС в рекламной политике, почему его важно платить, и кто освобождается от налогов.
Рекламные площадки
Для решения различных бизнес-задач в интернете владельцы бизнеса обращаются к пяти основным рекламным площадкам:
- Google (+сеть сайтов партнеров КМС)
- Яндекс (+сеть сайтов-партнеров РСЯ)
- Facebook (+Instagram и Messenger)
- ВКонтакте
- MyTarget (+Одноклассники).
Что стоит учесть перед началом работы с рекламными площадками
Google (YouTube), Facebook (Instagram), ВКонтакте и MyTarget (Одноклассники) не имеют офисов в Беларуси, то есть являются компаниями-нерезидентами.
Для юридических лиц и ИП
Юридические лица и ИП, покупая услуги у иностранных организаций, которые не зарегистрированы в Беларуси, должны уплачивать налоги: 20% НДС и 15% налог на доходы иностранных организаций.
Для физических лиц
Физические лица, покупая рекламные услуги у иностранных организаций, которые не зарегистрированы в Беларуси, должны уплачивать налоги только 20% НДС.
Платить 15% физическим лицам не нужно, так как они не являются налоговыми агентами в отношении налога на доходы иностранных лиц в рамках рекламных услуг.
Яндекс имеет представительство в Беларуси, поэтому юридическим лицам, ИП и некоторым физическим лицам нужно платить только 20% НДС.
Как пополнять рекламные кабинеты?
Существует два способа пополнения аккаунта: напрямую самостоятельно и через посредника, то есть рекламное агентство.
Что об этом говорит закон?
Согласно статье 2 Закона “О рекламе”, рекламодателем могут быть юридические лица, индивидуальные предприниматели и некоторые физические лица. Если с первыми двумя пунктами все понятно, то что означает последний. Правомерно размещать рекламу в интернете, в том числе в социальных сетях, могут ремесленники и физические лица, занимающиеся деятельностью, которая не является предпринимательской.
Эти физические лица могут размещать рекламу только своей деятельности, ее полный список по ссылке. Если деятельность не попадает в него, то физическое лицо, размещающее чужую рекламу и получающее от этого доход, фактически осуществляет предпринимательскую деятельность, ввиду чего обязано регистрироваться как ИП и уплачивать налоги. В противном случае это будет считаться незаконной предпринимательской деятельностью.
Например, если маркетолог/сотрудник оплачивает рекламные услуги площадок своей личной банковской карточкой для компании, но без уплаты вышеуказанных налогов компанией, в интересах которой произведены данные расходы, то такая схема является незаконной и может стать основанием для проверки на предмет уклонения от уплаты налогов.
Что такое НДС при покупке рекламных услуг у нерезидентов и почему его так важно уплачивать?
Один из важнейших налогов ― это НДС (налог на добавленную стоимость). Если упростить, то суть его в том, что к цене при продаже прибавляется определенный процент. Обычно этот процент перечисляется заказчиком исполнителю вместе с ценой услуги, а исполнитель уплачивает его в бюджет государству. Однако, существует ряд объектов налогообложения (подробнее см. 115 НК) и других особенностей уплаты НДС, из которых мы рассмотрим не стандартную ситуацию, когда НДС уплачивает само лицо, получающее доход (как бы НДС с дохода Исполнителя), а ситуацию при которой НДС уплачивается тем, кто оплачивает услугу (как бы НДС с покупки услуги Заказчиком). В контексте данного материала важно рассмотреть второй вид НДС, который применяется в работе с иностранными площадками.
Как только компания начинает самостоятельно работать с зарубежными рекламными площадками, она обязана заплатить налог НДС с покупки услуги.
- Если вы юрлицо ― вы платите НДС.
- Если вы юрлицо на УСН ― вы платите НДС.
- Если вы ИП ― вы платите НДС.
- Если вы ИП на УСН ― вы платите НДС.
- Если вы ― физическое лицо, заказывающее рекламу, ― вы платите НДС (с вас всё равно возьмёт НДС иностранная организация и уплатит его в бюджет).
Упрощенная система налогообложения (УСН) применяется к выручке ИП или юрлица, но не к его расходам. То есть ИП/юрлицо на УСН должен платить НДС при приобретении рекламы.
Кто не платит НДС?
В 2017 году был подписан Декрет № 8 «О развитии цифровой экономики”, согласно которому компании-резиденты ПВТ получили ряд дополнительных льгот по налогообложению, в частности, ставка налога на доходы иностранных организаций составляет 0 и применяется освобождение от налога на добавленную стоимость в рассматриваемых случаях. А также компании-резиденты Китайско-Белорусского индустриального парка “Великий камень” освобождаются от уплаты НДС в силу Указа Президента Республики Беларусь №166 от 12.05.2017.
Таким образом, резиденты ПВТ и Индустриального парка “Великий камень” при пополнении рекламных аккаунтов в Google (YouTube), Facebook (Instagram), ВКонтакте и MyTarget (Одноклассники) будут освобождены от НДС.
В чем разница пополнения рекламных кабинетов самостоятельно или через агентство?
Для начала рассмотрим преимущества и недостатки прямого пополнения рекламных бюджетов на площадки.
+ | — |
Компания никому не платит комиссию | Компания должна заключить с каждой рекламной площадкой отдельный договор |
Можете пополнять на любую сумму* * в зависимости от правил рекламных площадок |
Необходимо самостоятельно следить за уплатой всех налогов |
Нет посредника | Не получаете всех закрывающих документов, которые необходимы бухгалтерии |
Пополнять кабинеты без посредника ― быстрее |
Главный минус для некоторых физических лиц ― это то, что не все рекламные площадки хотят работать напрямую с физическими лицами. Например, Google в январе 2018 года опубликовал обновления рекомендаций по работе с частными лицами в Беларуси. Теперь все платежи за услуги должны производиться через расчетные счета юридических лиц или рекламные агентства.
Рекламные агентства являются посредником между площадкой и заказчиком.
+ | — |
Заключение договора. Вы получаете все необходимые закрывающие документы для бухгалтерии | Возможная комиссия |
Гарантированное отсутствие проблем с уплатой НДС | Зачисление не минута в минуту, а день в день |
Исключение налога в 15% на доход иностранных организаций | |
Зачисление рекламного бюджета день в день | |
Техническая поддержка и рекомендации по ведению рекламных кампаний |
Но даже эти способы не освободят вас от полной уплаты НДС.
Как пополнять рекламные кабинеты без НДС
Единственный вариант, когда НДС не возникает ― при приобретении услуг у резидента ПВТ или индустриального парка “Великий камень”. Компания GetProfit, резидент ПВТ, создала уникальное программное обеспечение ― личный кабинет GetProfitAds, при приобретении услуг в котором вы сможете:
- Работать, в том числе с Google (YouTube), Facebook (Instagram) и MyTarget без НДС и налога на доходы нерезидента.
- Контролировать баланс на всех площадках и автоматически формировать счета для его пополнения.
- Вносить рекламные бюджеты “день в день”
- Получать уведомления об окончании рекламного бюджета за несколько дней.
- Получать консультацию по настройке рекламных кабинетов.
Выгодные условия по пополнению рекламных систем вы можете найти здесь.