Круглый стол «Информационно-аналитические системы в аппарате органов государственного управления реального сектора экономики»

27 ноября 2014 года в г. Минске прошел круглый стол, посвященный вопросам создания и внедрения информационно-аналитических систем (ИАС) в аппарате отраслевых органов государственного управления реального сектора экономики.

27 ноября 2014 года в г. Минске прошел круглый стол, посвященный вопросам создания и внедрения информационно-аналитических систем (ИАС) в аппарате отраслевых органов государственного управления реального сектора экономики. 

Главной задачей круглого стола было оказать содействие отраслевым органам государственного управления в реализации Указа Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах информатизации» от 02.12.2013 г. №531 путем обмена опытом, обсуждения проблем и путей их решения в следующих направлениях работы: организации эффективных процессов сбора и накопления информации о планируемых и фактических результатах производственно-хозяйственной деятельности подотчетных предприятий на базе информационных систем; создании информационных систем для оперативного формирования аналитической и статистической отчетности по работе отрасли и отдельных предприятий; построении информационных систем целевого управления подчиненными предприятиями с использованием современных бизнес-инструментов (например, методологий системы сбалансированных показателей, бюджетирования).

В работе круглого стола приняли участие представители Национального статистического комитета, Министерства связи и информатизации, Министерства экономики, Министерства промышленности, Министерства архитектуры и строительства, концернов «Белнефтехим», «Белгоспищепром», «Беллесбумпром», отечественных предприятий-разработчиков программного обеспечения (Унитарное предприятие «Топ Софт» (корпорация «Галактика»), СП ЗАО «Международный деловой альянс» (IBA Group), ООО «Информационные порталы и сервисы», ООО «СофтСервис», ООО «СофтКлуб»), Научно-технологической ассоциации «Инфопарк», Республиканской ассоциации предприятий промышленности «БелАПП».

 Во вступительной части мероприятия участники от государственного сектора обрисовали круг задач, которые сегодня перед ними стоят, и ИТ-инструментарий, с помощью которого они их решают сегодня, а также планируют решать завтра. Это позволило четко обозначить проблематику, с которой сталкиваются заказчики ИТ-систем. Разработчики ИТ-продуктов получили в свой адрес ряд вопросов и постарались на них ответить во второй части круглого стола. Эта часть мероприятия состояла из выступлений ИТ-экспертов и последующих тематических дискуссий.

Были рассмотрены следующие основные вопросы:

  • Потребности отраслевых органов государственного управления в вопросах функциональности информационно-аналитических систем и программно-аппаратных комплексов;
  • Структура информационно-аналитических систем;
  • Возможности использования облачных сервисов;
  • Жизненный цикл проекта создания и внедрения информационно-аналитических систем;
  • Факторы, сдерживающие внедрение информационно-аналитических систем. Ведомственная отчетность и проблемы дублирования данных.
  • Особенности внедрения автоматизированных систем формирования аналитической и статистической отчетности;
  • Структура затрат на построение информационно-аналитических систем;
  • Неявные риски проектов разработки и внедрения информационно-аналитических систем;  предложения по повышению эффективности ИТ-проектов при создании и эксплуатации ИАС.

Презентации выступлений от бизнеса Вы можете скачать на сайте проекта «ПромИТ — информационные технологии в промышленности» promit.by.

Затрагивались в ходе круглого стола и вопросы стоимости ИТ-продуктов. В частности, заместитель начальника главного управления Министерства архитектуры и строительства Сергей Спиридонов рассказал о случае из практики, когда рабочая группа провела анализ рынка в части предложения разработки программных продуктов и рассмотрела предварительные коммерческие предложения разработчиков. В итоге стоимость нужной информационно-аналитической системы от различных разработчиков отличалась в десять раз. При этом каждая ИТ-компания утверждала, что ее программный продукт будет решать все затребованные заказчиком задачи. Естественно, столь большой диапазон цен заставляет заказчиков серьезно задуматься. В ходе дальнейшего обсуждения данной темы было высказано мнение, что для сужения диапазона цен и облегчения выбора ИТ-системы необходимо в задании на разработку прописывать весь нужный функционал максимально детально. Это непросто сделать на самом начальном этапе (по сути, даже не внедрения, а выбора ИТ-системы), но тщательный бизнес-анализ именно в самом начале значительно упрощает реализацию ИТ-проекта в дальнейшем.

Если просуммировать все озвученное участниками круглого стола, можно отметить следующее:

 в Республике Беларусь имеется необходимый опыт и технологии для успешного создания ИАС. Разработка отечественными производителями программного обеспечения осуществляется с применением лучших международных практик;

  • В нашей стране имеется позитивный опыт перехода к представлению отчетности в форме электронных юридически значимых документов, что в значительной мере снижает финансовые расходы как органов государственного управления, так и организаций, предоставляющих отчетность;
  • Государственные органы управления реального сектора экономики при внедрении ИАС заинтересованы в первую очередь в повышении эффективности управления подведомственными организациями и повышении экономической эффективности работы данных организаций. ИАС должны помогать направлять интеллектуальные ресурсы на анализ информации, а не только на ее сбор, консолидацию и обработку;
  • Необходимо стремиться к исключению многократного дублирования ввода и предоставления одной и той информации. Автоматизация государственных органов должна учитывать не только ведомственные интересы, она должна вестись с учетом построения общей комплексной ИТ-инфраструктуры страны.

Результаты круглого стола были обобщены в итоговом документе. В частности, в нем сформулированы рекомендации по планированию разработки и внедрения отраслевых ИАС:

  •   Работам по созданию ИАС должна предшествовать работа по проведению ИТ-аудита, в результате которого необходимо дать оценку экономической эффективности проекта, готовности организационной структуры заказчика реализовать проект, разработать техническое задание на разработку программного обеспечения;
  •   При расчете стоимости проекта нужно учитывать, что для успешной реализации проекта должен быть привлечен необходимый человеческий ресурс для создания системы, то есть стоимость проекта должна рассчитываться с учетом как сложившихся реалий стоимости труда ИТ-специалистов от исполнителя, так и мер материального стимулирования членов проектной команды от заказчика;
  •  Уделять особое внимание кадровому обеспечению функционирования введенной в эксплуатацию ИАС. Предусматривать затраты на обслуживающий персонал и других участников в соответствии с зарегистрированной в системе организационной структурой;
  •  При создании и эксплуатации ИАС в органах государственного управления могут эффективно применяться облачные технологии, аутсорсинг и аутстафинг;
  •  При внедрении ИАС актуальность приобретает внедрение комплексных инфраструктурных решений, обеспечивающих непрерывность функционирования автоматизированных систем, а также техническую защиту информации и информационную безопасность.

Участники круглого стола в своих выступлениях неоднократно отмечали, что вопрос более активного использования ИТ-аутсорсинга весьма актуален для нашей страны, поскольку в силу сложившейся конъюнктуры на рынке труда в органах государственного управления не хватает квалифицированных ИТ-специалистов, способных создавать и эксплуатировать сложные ИТ-системы. Вместе с тем представитель Министерства связи и информатизации Владимир Лебедев напомнил собравшимся, что согласно внесенным в законодательство Республики Беларусь изменениям практически вся служебная информация органов государственного управления и государственных организаций является информацией ограниченного распространения. Соответственно, это создает дополнительные требования к информационным системам и обслуживающему их персоналу. На этом фоне более активное использование аутсорсинга сталкивается с определенными трудностями.

В отдельный блок в итоговом документе круглого стола были выделены рекомендации по снижению издержек при создании ИАС: организовывать работы по проведению ИТ-аудита и разработке технического задания на создание ИАС c привлечением организаций, имеющих положительный опыт реализации проектов в Республике Беларусь и являющихся членами Научно-технологической ассоциации «Инфопарк»; использовать возможности корпоративных облачных технологий.

При планировании создания отраслевой ИАС необходимо учитывать следующие этапы работ: внутреннийвнешний ИТ-аудит. Формирование требований к информационной системе; разработка концепции информационной системы (прикладная часть, вычислительная и сетевая инфраструктура, инженерная инфраструктура, вспомогательные системы, система безопасности); разработка технического задания; разработка рабочего проекта и технической документации; ввод в действие информационной системы, как внедрение бизнес-процессов; сопровождение информационной системы.

При финансовом планировании работ по созданию отраслевой ИАС необходимо учитывать ориентировочную структуру предстоящих затрат:

1. Затраты на обследование предприятия: услуги консалтинговых компаний для реинжиниринга бизнес-процессов деятельности предприятия, совместимости предложений поставщиков (если программные продукты для решения задач поставляется разными разработчиками), разработки технического задания на проект построения ИАС.

2. Затраты на решение технических вопросов:

Оборудование: компьютерное обеспечение для серверов баз данных, приложений (для 3-х уровневой клиент-сервер архитектуры), web-серверов (при реализации приложений для самообслуживания в интернете); коммуникационное оборудование и кабельные линии  компьютерных сетей для поддержки требуемой ИТ-инфраструктуры и требований к безопасности передачи данных; покупка новых или усовершенствование (модернизация) старых рабочих станций пользователей; прочее вспомогательное компьютерное обеспечение, включая средства резервирования данных, принтеры, факс-модемы и т.п.

     Системное программное обеспечение:

  •     операционная система для серверов;
  •     операционная система для рабочих станций;
  •     система управления базами данных.

     Программное обеспечение  для защиты информации от несанкционированного доступа:

  •     антивирусная защита;
  •     электронная цифровая подпись;
  •     электронные ключи;
  •     сертификация ИАС по безопасности в соответствии с требованиями
  •     отечественного законодательства.

 Прикладное программное обеспечение: 

  •     лицензии на программный продукт;
  •     разработка и тестирование.

3. Затраты на подготовку персонала: разработка и утверждение программы обучения; проведение обучающих занятий.

4. Затраты на внедрение системы: этап разработки и внедрения; этап опытной эксплуатации.

5. Затраты на промышленную эксплуатацию системы.

После утверждения всеми участниками мероприятия итоговый документ будет направлен в органы государственного управления реального сектора экономики для ознакомления и принятия во внимание при выстраивании своей работы в области информационных технологий.

Участники мероприятия от органов государственного управления высказали заинтересованность в дальнейшем продолжении дискуссии (более углубленной) по данной тематике в таком же формате и предложили конкретные вопросы для обсуждения.

Круглый стол «Информационно-аналитические системы (ИАС) в аппарате органов государственного управления реального сектора экономики» был организован ЗАО «ИНФОПАРК-ПРОЕКТ» в рамках реализации проекта «ПромИТ-2014: Информационные технологии в промышленности»по инициативе Комитета по ИТ в промышленности Ассоциации «Инфопарк» и при активной поддержке Министерства связи и информатизации Республики Беларусь, Научно-технологической ассоциации «Инфопарк», а также Республиканской ассоциации предприятий промышленности «БелАПП».

Партнеры мероприятия: Унитарное предприятие «Топ Софт» (корпорация «Галактика»), СП ЗАО «Международный деловой альянс» (IBA Group), ООО «СофтКлуб», ООО «Информационные порталы и сервисы», ООО «СофтСервис».

Как вам новость?