Исследование: романтические комедии ни на кого не действуют

16.04.2013 11:37
Жизнь Редакция

Обнаруживая среди кино- или теленовинок очередную романтическую комедию, волей-неволей задумываешься над тем, какие, должно быть, неправдоподобные представления о мире складываются в умах их зрителей. Речь может идти как о шедеврах жанра вроде «Моей большой греческой свадьбы», так и о телефастфуде — к примеру, недоброй памяти латиноамериканском сериальном «мыле».

Сути дела это все равно не меняет: взаимоотношения людей показаны, мягко говоря, упрощенно. Что мы видим в такого рода продукции? Что «любовь побеждает все», что «любовь — только одна и на всю жизнь», что есть «любовь с первого взгляда» и прочее в таком же духе.

Однако в действительности все этим мифы и легенды не так уж сильно влияют на человека, по крайней мере тогда, когда речь идет о романтических мелодрамах. Вероника Хефнер из Иллинойсского университета в Урбане и Шампейне и Барбара Уилсон из Висконсинского университета в Мэдисоне провели исследование среди нескольких сотен студентов: психологов интересовало, какие фильмы смотрят молодые люди, почему они их смотрят, как они ведут себя с другими людьми (имелись в виду, разумеется, любовные отношения), сообщает "Компьюлента".

Во-первых, пишут ученые в Communication Monographs, молодые люди разного пола реагировали на романтические экранные коллизии примерно одинаково. Что уже довольно необычно: ведь мы привыкли думать, что женщины в силу природной чувствительности более падки на романтические мелодрамы и более склонны искать «идеальные отношения».

Во-вторых, романтические киноидеалы, как оказалось, почти не имеют никакой власти над зрителем, даже если этот зритель относительно молод и ничего не знает про «отношения». Иными словами, подавляющее большинство студентов придерживалось вполне реалистических взглядов на межличностные коллизии, и ромкомы им тут не указ. Киновлияние можно было заметить только в одном случае: когда человек шел на фильм как на образовательную программу, чтобы узнать что-то конкретное и научиться тому, как следует себя вести с девушкой или молодым человеком. Но, с другой стороны, подобные индивиды все же редкость, и основную часть таких «знаний» мы получаем из жизни, а не из кино.

Тем не менее психологи считают, что идеализация действительности по мотивам романтических комедий может принести свою пользу. Если человек пытается следовать идеалам, он способен стать лучше («идеальнее»), он может получать больше удовлетворения от своего партнера (психологического удовлетворения, разумеется; для интенсификации удовлетворения иного рода нужны другие «фильмы»).

С одной стороны, эти результаты заставляют усомниться в том, что кино, телевизор, популярное чтиво или «газеты с интернетами» влияют на наши ценностные установки, мировоззрение и т. п. То есть все это не более чем просто развлечения, а вовсе не «властители умов». С другой — не исключено, что мы просто не до конца понимаем, как происходит взаимодействие между нами и тем, что мы смотрим, слушаем или читаем. В случае с романтическими комедиями психологи делают одну существенную оговорку. Исследователи проанализировали идеологический состав пятидесяти двух самых популярных картин этого жанра, вышедших с 1998 по 2008 год, и пришли к выводу, что идеалистическая составляющая у них часто уравновешивается реалистической. Например, в картине может быть разлита идеалистическая атмосфера, но в какой-то момент в диалоге возникали вполне жизненные слова о том, что «отношения требуют тяжелой совместной работы». Такие реалистические элементы, наверное, не всегда осознаются, но все-таки могут оказывать немалое влияние на зрителя.

И, да, было бы интересно увидеть похожее исследование, но уже на предмет взаимосвязи между депрессией и кинотрагизмом или между фобиями и «ужастиками».

Как вам новость?
Головоломки