Как прокачать харизму? Семь простых советов

05.08.2020 12:04
Жизнь
Что такое харизма и от чего она зависит?

Именно харизматикам первым предлагают лучшие возможности. К мнению таких людей прислушаются, за ними хочется следовать. Но что делать, от природы вы лишены харизмы? Всё равно её можно развить и прокачать – считает ментор по эффективным коммуникациям Роман Кубарьков. Способами он делится в этом материале.

Что такое харизма и от чего она зависит?

Существует множество определений. Но классик психологии, Макс Вебер, который популяризировал этот термин, говорил: «Харизма – это качество личности, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхчеловеческими или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, недоступными другим людям». То есть, часто по неосознаваемым для наблюдателей причинам, один человек вдруг начинается казаться более убедительным и восхищающим, чем большинство.

Так мы подходим к первому условию – харизма проявляется во время взаимодействия с людьми. Харизматичны мы или нет, говорит не внутреннее ощущение, а реакции других людей.

Принято выделять пять типов харизмы. Каждый человек, даже с минимальным обаянием может освоить хотя бы один, однако я встречал людей, которые запросто жонглируют этими категориями и в зависимости от ситуации свободно переходят из одной в другую.

К этим пяти типам относятся следующие:

— Вдохновляющая.
Когда нужна?
В случаях, если необходимо поднять мотивацию группы и уровень креативности, зарядить людей энергией для важного рывка.
Важные условия. Вдохновляющая харизма не обязывает актора обладать каким-то впечатляющим статусом или достижениями – здесь важен настрой и личное вдохновение. Лидеры, вещающие с броневиков, могут заряжать толпу, не имея никакой репутации. Дар убеждения здесь включается, благодаря биологическим механизмам, которые, в свою очередь, передают окружающим сигналы, что личность с такой харизмой стоит, как минимум, внимательно выслушать.
Кем воспринимается плохо? Экспертами, опытными специалистами. А ещё – со старта скептически настроенной аудитории, цель которой разоблачить спикера или блеснуть на его фоне.

— Властная.
Когда нужна?
В критических ситуациях, когда коллектив склонен метаться и принимать импульсивные иррациональные решения, способные повредить делу.
Важные условия. Здесь важен статус. Просто зайти с улицы в незнакомую компанию и всех продавить авторитетом не выйдет – до этого нужно этот авторитет наработать.
Кем воспринимается плохо? Всеми, кто слишком чувствителен к давлению. Поэтому злоупотреблять этим видом харизмы не стоит, если не хотите, чтобы внутри соглашающихся по неволе росли сопротивление и агрессия.

— Доброжелательная.
Когда нужна?
Когда нужно прикинуться своим и снизить критическое восприятие коллектива, стать «своим парнем».
Важные условия. Доброжелательные люди располагают к себе. Они показывают, что с ними легко и безопасно вести дела, и часто становятся заложниками образа, если вовремя не выставят границы. Например: не разделят чётко, в каких ситуациях и кто из людей может считать их своим в доску.
Кем воспринимается плохо? Тем, кто привык к авторитарному управлению и модели начальника, как холодного и деспотичного повелителя. Смена такого руководителя на более либерального может показаться людям праздником непослушания и возможностью вести себя фамильярно и безответственно по отношению к новому лидеру.

— Сосредоточенная.
Когда нужна?
Если нужно заручиться поддержкой и уважением экспертов и людей с развитым критическим мышлением. К слову, этот тип харизмы идеален для тех, кто больше любит слушать, чем говорить.
Важные условия. Вы не должны быть многословным и излишне эмоционально жестикулирующим. Никакой суеты и спешки – основательность, рациональность и спокойствие. Будьте готовы потратить время на коммуникацию.
Кем воспринимается плохо? Тем, кому нужен эмоциональный формат общения и «близкая дистанция». Также не подойдёт этот тип харизмы, когда нужно зарядить толпу и повести за собой людей: вас посчитают просто занудой.

— Эмоциональная.
Когда нужна?
Когда нужно очаровать, показаться лёгким, наделённым шармом. Это – идеальный тип харизмы для представителей богемы. Поскольку обычно этим людям не нужно в публичном пространстве доносить сложные тезисы и продавливать собственные убеждения – достаточно просто «блистать присутствием».
Важные условия. Интровертам будет непросто, поскольку этот тип харизмы предполагает определённый уровень экстраверсии. Чтобы преуспеть в использовании этого типа влияния, желательно освоить азы светской беседы и заранее подготовить несколько оригинальных тем, которые не нарушат требования этикета, но в то же время станут крючком для мало знакомого собеседника.
Кем воспринимается плохо? Противниками на сложных переговорах с агрессивной риторикой и давлением. В этом случае вы покажетесь слабым, «подставляющим животик», чтобы вас не били.

Большое дело в харизме играет невербалика и внешний вид. Например, эмоциональный харизматик не должен надменно смотреть на присутствующих, а вот властный – может себе это позволить.

Также важно понимать, что харизматик всегда «над толпой». Во многом сила вашей харизмы будет зависеть от стрежня и уверенности в себе. Поэтому работать над самооценкой и осознанием, что вы имеете право в нужных вам ситуациях на руководящую роль, нужно в первую очередь.

 

Простые советы, чтобы прокачать харизму

Если впечатлять людей нужно уже завтра, воспользуйтесь одним из этих советов. Они подойдут даже начинающим и пока ещё «непрокачанным» лидерам.

  1. Следите за осанкой. Лидер ассоциируется с высоким ростом и царской статью (или военной выправкой). Сутулая спина не только визуально делает рост меньше, но и сдавливает грудную клетку, делая ваш голос выше. А харизматики не пищат и не говорят фальцетом.
  2. Не оправдывайтесь. Никакого самоуничижения и оправдательных конструкций. Если вы действительно промахнулись, извинитесь (если это необходимо) и расскажите, как исправите ситуацию. Покажите, что всё находится под вашим контролем, и беспокоиться людям не о чем.
  3. Выглядите здоровым. Здоровые люди выглядят воспринимаются надёжными, сильными и заслуживающими уважения. Здесь включается животный механизм, когда вожаком стаи не может быть больная особь. Поэтому не хлюпайте носом, не жалуйтесь на плохое здоровье и не делитесь нюансами своего самочувствия с коллегами.
  4. Выполняйте обещанное. И, к слову, не обещайте многого. Если сказать «нет» сложно, возьмите паузу и время на размышления.
  5. Будьте последовательны. Призывая идти за собой, идите первым и действительно возглавляйте людей. Заявляя о своих намерениях, будьте готовы реализовать всё, что услышала аудитория. Обещая оштрафовать за нарушение трудовой дисциплины, штрафуйте. И никогда не бросайте пустых угроз – они сильно уменьшают уважение.
  6. Заведите ритуал. Это должно быть простое малозаметное движение, которое всё же увидят окружающие. Таким ритуалом может стать всё, что угодно (привычка, жест), но эта ваша особенность, если не комментировать её детали, может стать основанием для создания мифа. А загадочность придаёт не только шарм, но и вес в глазах смотрящих.
  7. Будьте смелым. Храбрость – доблесть сильных. Речь идёт не о бравадах и вечном желании кому-то напподать, и, конечно, не об истерии и вспыльчивости. Смелость – это не терпеть неуважение, брать на себя ответственность, исполнять свои мечты, рисковать, когда это необходимо, и понимать, что вы имеете право претендовать на лучшее. И быть лучшим, когда этого захотите.