: Корпоратив: позитив или вынужденное веселье?

10.12.2012 10:47
Жизнь Редакция

По данным опроса, проведенного порталом HeadHunter, каждый пятый офисный работник ненавидит корпоративы. Мы тоже провели опрос среди минчан разных профессий и узнали их мнение о новогодних вечеринках.

Поход на корпоратив требует денег и времени

Корпоративы были всегда, только раньше назывались «огоньками». И лет пятьдесят назад, они открывались с «коротенького, минут на сорок, доклада», а потом люди веселись. Осталась ли такая традиция на белорусских предприятиях, созданных еще в СССР?

«Я работаю на молочном заводе, и у нас постоянно что-то делается для людей: билеты в театр и экскурсии со скидками, премии к праздникам. Знаете, качественная спецодежда, да еще когда обеспечена ее стирка – это тоже корпоративная культура, я так думаю. К Новому году предприятие делает презент каждому работнику: шикарный продуктовый набор и шампанское, наши дети тоже получают хорошие подарки, – рассказывает 40-летняя Ольга. – У меня посменная работа, поэтому каждый год на «огонек» попасть не получается. Но когда есть возможность, я хожу. Обычно это концерт, танцы и застолье. Почему нет? Я благодарна нашему профкому, что он как-то «шевелит» людей: сам-то, может, и не купишь эти билеты детям в цирк – просто очень дорого, а как привезут на завод, и еще скидку 50% сделают за счет профкома, так приобретешь. Мне все это нравится»!

А вот работница транспортного  предприятия, 54-летняя Светлана Васильевна, утверждает: «Все только для начальства, у них свой банкетный зал, и праздники ли не каждую неделю. На Новый год все номера в ведомственной гостинице забронировали, наверное, родственников пригласили и будут веселиться. Для рабочих у нас никогда ничего не делали»!

А что же офисный планктон?

«В студенческие годы я работала в фирме «крепкий середнячок», на Новый год всегда заказывали ресторан с хорошей выпивкой и едой, стандартной развлекательной программой. Было весело и как-то по-домашнему. На столах много всего оставалось, и каждый брал с собой, что хотел, а старшие коллеги даже подбадривали нас: берите побольше, помним мы, как сами студентами недоедали, – вспоминает 27-летняя Дарья. – Теперь я работаю в фирме гораздо богаче той, но заработок не такой уж высокий, явка на корпоратив обязательна, а значит, нужно потратиться на наряд, парикмахерскую, такси…Выступает у нас обычно какая-нибудь заурядная «звезда», стол пафосный, но не сытный, и начальство все посматривает: кто сколько выпил и съел. Вести себя нужно, как на дипломатическом приеме. Ненавижу, но идти придется».

Руководство компаний рассматривает корпоратив среди прочего как поощрение работников. Но последних  раздражает, что поход на корпоратив требует денег и времени.

«У меня последняя неделя года – самая напряженная работа: справки, отчеты, – говорит 34-летняя Ирина. – А здесь нужно выкраивать время на парикмахерскую и саму вечеринку, позаботиться о наряде, чтобы не попасть на язык офисных сплетниц. При том что в нашей фирме взаимоотношения между работниками, между начальством и работниками можно охарактеризовать как «кошка с собакой», а на вечеринке все вдруг начинают говорить хорошие слова, делать комплименты. Одно лицемерие».

Нужны ли такие «показательно-показушные» мероприятия и способны ли они сформировать корпоративный дух, кто вообще должен этим заниматься и каким образом?

«В большой организации, то есть насчитывающей более 40 человек персонала, в штате должен быть психолог или HR-специалист. Одна из его обязанностей – создание комфортного психолого-организационного климата в коллективе, – разъясняет кандидат психологических наук Александр Солодухо. – Проведение различных мероприятий, направленных на сплочение коллектива, в том числе корпоративов, является частью организационной культуры. В нормальной организации корпоративный дух формируется не во время праздников, а весь остальной период. Но это я рассказал, как должно быть. На самом деле организационная культура многих белорусских фирм и предприятий похожа на семью: собрались в день рождения, сказали много добрых слов, а потом разошлись и забыли друг о друге. Многие организации так и живут: якобы объединились по случаю праздника, а потом существуют независимо друг от друга».

На корпоратив со своим самоваром не ходят

На постсоветском пространстве на корпоратив не принято приглашать членов семьи, а в Европе – это  производственно-семейный праздник. Поэтому в белорусских семьях накануне нового года иногда случаются скандалы.

«Я категорически против, чтобы муж ходил на корпоратив один, – говорит 22-летняя Марина. – Я сейчас в декрете, и мне хочется развеяться, выйти в общество, красиво одеться. И вообще, он женатый человек и везде должен ходить с женой. Откуда я знаю, как он будет себя вести, когда выпьет. У них на фирме работают незамужние девушки, поэтому, конечно, я волнуюсь и не отпущу его одного».

Флирт, а то и интрижка – не такой уже редкий атрибут новогодней вечеринки.

«Ни за что не отпущу жену на корпоратив, – говорит 33-летний Кирилл. – Я десять лет хожу на корпоративы и прекрасно знаю на собственном опыте, как веселье, алкоголь раскрепощают всех, в том числе женатых и замужних. К счастью, у нас работают адекватные люди, и никто после случайного секса на корпоративе не претендовал на серьезные отношения. Был один прецедент, но девушке пришлось уволиться. Таковы правила игры. А я не хочу, чтобы моя жена с кем-то расслаблялась. Да, ревную, но также знаю, что если бы у нее случилась мимолетная интрижка на стороне, она потом сама бы сильно переживала. У жены на работе не требуют 100-процентной явки. А у нас даже говорят: хорошо, что не все пришли, нам больше достанется, поэтому и сам в этом году не пойду».

Пусть их не много, но некоторые белорусские фирмы новогодний корпоратив превращают в семейный праздник. Что из этого получатся, рассказал 26-летний Артур: «На фирме моей двоюродной сестры сказали приходить на корпоратив с мужьями или бой-френдами. У Насти тогда не было парня, и она запсиховала: как это пойти одной. Наши матери посовещались и решили: раз выделены деньги на угощение-развлечение Насти и еще одного человека, то должен идти я и изображать ее бойфренда. Так и сделали. А мне там понравилась ее коллега, к тому же девушка пришла одна. Мы рядом сидели, разговаривали, я ее даже на танец пригласил. Ну, а потом спросил у Насти как найти Вику, мол, хочу с ней продолжить общение. Настя утроила скандал: вся фирма узнает, что  у нее не было парня или он ее променял на коллегу. Бред, конечно. Но сестра весь год  контролирует: не ищу ли я Вику. Лучше бы своей жизнью занялась. Хорошо, что в этом году у них корпоратива вообще не будет, а Вику я найду».

Почему в Европе на корпоратив приглашают работников вместе с членами семьи, и чем это чревато у нас, рассказал Александр Солодухо: «Для работников и членов семей мероприятие носит развлекательный характер, однако психолог компании или HR-специалист могут быть заняты оценкой персонала. Человек расслабился, а за ним наблюдают: как он общается с женой, детьми. В такой обстановке может стать очевидным то, что на работе тщательно скрывается. А это уже определенные последствия, которые могут не самым благоприятным образом отразиться на карьере этого сотрудника в дальнейшем.

Но применительно к  нашим реалиям склонен полагать, что лучше не приглашать членов семьи на корпоратив, потому что тоже всякое может всплыть. Если же организация решила затеять корпоратив с приглашением членов семьи работника, то следует тщательно оценить возможные риски – вдруг произойдут какие-то нежелательные встречи, грозящие извлечением пылящихся в стенном шкафу скелетов прошлого. Это не реклама услуг психологов или HR-щиков, но без предварительного анализа возможных последствий здесь не обойтись». Поэтому отказ от приглашения супругов со всех сторон обходится дешевле и проще: не нужно тратиться на привлечение специалистов по нейтрализации «скелетов» и чем меньше гостей, тем ниже затраты на само мероприятие.

Как вам новость?