В Минске открылась «Академия пива», первыми «выпускниками» которой стали представители СМИ. Мастер-класс по приготовлению хмельного напитка провела главный пивовар ОАО «Пивзавод Оливария», Carlsberg Group Наталья Орлова. Свою первую бутылку пива сварил и журналист Телеграфа.
Бурное развитие техники и технологии пивоварения привели к полной индустриализации отрасли и практически вытеснили из обихода домашнее и кустарное производство. Технологический прогресс уже давно превратил производство пива в четко налаженный процесс с самой высокой степенью контроля на каждом этапе. Именно поэтому пиво сейчас может храниться достаточно долго и сохранять вкус только что сваренного. Однако в последние годы наблюдается возврат на рынок мини- и микропивоварен, оснащённых совершенным оборудованием. Компания «Оливария» решила также доказать, что пиво можно сварить вручную так, как это делали в XIX веке, используя минимальное количество технических приспособлений, но строго соблюдая все технологические этапы.
В основу идеи «Академия пива» легла книга «Химическая технология» Рудольфа Вагнера, в которой описан процесс приготовления этого напитка в конце XIX века. На её основе была придумана целая программа по изучению особенностей пивоварения, истории, преимуществах и, конечно, способах приготовления пива. Целью создания «Академии пива» является повышение культуры потребления пива, ознакомление с правилами его подачи и оценки качества, сочетание с различными блюдами.
В средние века пиво в Европе варили в монастырях. Европейские монахи усовершенствовали технологию пивоварения, начав использовать в качестве консерванта хмель. Пиво, как правило, изготавливали в северных регионах, где климатические условия не позволяли выращивать виноград. В средние века пиво считалось напитком бедняков, имело более низкий статус по сравнению с вином. В то время процесс приготовления пива был условно разделен на четыре важные части, которые Наталья Орлова повторила во время мастер-класса. Пиво состоит из четырех основных видов сырье: ячменя, хмеля, воды и дрожжей.
Первая важная часть при приготовлении пива – это подготовка солода или соложение ячменя. Ячмень должен быть замочен, пророщен в искусственных условиях, свежее пророщенный солод должен быть отсушен, после чего ростки отделяются от высушенного солода и он выдерживается необходимое количество часов. Когда солод готов, его нужно раздавить, чтобы была как мука, так и оболочка зерна.
Следующий этап – это приготовление пивного сусла или затирание. Сусло – это смесь воды и дробленого солода. В результате перемешивания получается ярко оранжевая жидкость сладкая на вкус из-за большого содержания сахара, дикстрина и пептона. Вода для пива проходит фильтрацию обратным осмосом. После затирания сусло необходимо профильтровать и довести до кипения. Когда температура достигнет 100 С˚, сусло стерилизуется, а белки свернутся, в жидкость добавляют хмель в гранулированном виде. Хмель содержит в себе горькие вещества, хмелевые эфирные масла и хмелевые дубильные вещества. После охмеления, сусло охлаждают, проверяют плотность и готовят к брожению.
(доводим до определенной температуры)
(проверяем на наличие крахмала — его не должно быть)
(фильтруем)
(сусло готово)
(охмеление сусла)
(охлаждаем охмеленное сусло)
(фильтрация охмеленного сусла)
На третьей стадии подготовки пива происходит самый главный процесс, который превращает охмеленное сусло в алкогольный напиток. В будущий хмельной напиток добавляют дрожжи, которые преобразуют сахар в алкоголь и углекислый газ, а также формируют определенный аромат пива. Именно сорт дрожжей влияет на то, какое пиво получится в результате: верхнего брожения или нижнего.
(добавляем дрожжи)
Последний и также не менее важный этап – это брожение пивного сусла. Именно при брожении происходит изменение химического состава сусла и дальнейшее превращение его в ароматный напиток. Брожение происходит при разных температурах – при более высоких для пива верхнего брожения, таких сортов, как пшеничное, эль, стаут. При более низких – для приготовления лагерного пива низового брожения.
Основные этапы производства пива скоро сможет освоить любой желающий, а пока компания «Оливария» запустила летний конкурс на самую яркую историю, связанную с заводом или продукцией. Участники должны быть старше 18 лет, а истории – реальными. Конкурс продлится до 31 августа 2013 года. Присылать истории нужно на электронную почту: [email protected], указав контактные данные и номер телефона. Победителя ждет ценный приз – Samsung Galaxy Note.
«В белорусском обществе до сих пор распространены мифы о пиве. Развеять заблуждения может только просвещение в вопросах производства и дегустации пива. Для этого мы создали Академию пива «Аливария», чтобы дать необходимые знания потребителям, собственным сотрудникам и партнерам», — подчеркнул генеральный директор ОАО «Пивзавод Оливария», Carlsberg Group Михаил Чеченев.
Надежда Филатова