Митя Писляк: «Наш город выглядит блеклым и депрессивным, потому что городские власти ничего не понимают в искусстве и выглядят, как из 90-х»

Как иногда хочется все снести, убрать и построить заново. Особенно осенью. Особенно некоторые территории любимого Минска. Но разрушать — не строить. Мы решили поговорить с известным столичным художником-революционером Митей Писляком о том, как серые спальные районы сделать красивее, почему нашему городу необходим хаос и почему хорошие идеи для оформления фасада здания в Минске так и не реализуются.

Стоит отметить тот факт, что Митя — тот самый художник, который, не согласовывая ничего с городскими властями, сделал два рисунка на одном из жилых домов на Красноармейкой и стал любимцем тех, кто неравнодушен к городской эстетике. Рисунок с собакой, а также с барной стойкой — его рук дело. «Портрет жены с цветами и фруктами» Хруцкого на К. Маркса также его, но здесь уже все официально.  

— Минск мне кажется слишком чистым и ухоженным городом. Все говорят том, что у нас чуть ли не стерильно, если сравнить с Москвой. С одной стороны, это хорошо, что у нас не воняет мочой на каждом углу, как в Париже, с другой стороны — в городе, где все правильно, убрано и закрашено, очень сложно созидать и что-то создавать. Ты всегда находишься в слишком правильном месте, чтобы творить. Сознание не раскрепощается, не хватает минимального творческого хаоса. Меня радует, что город развивается в этом смысле. Уже третий раз в Минске проходит фестиваль граффити и стрит-арта, на фасадах зданий стали появляться интересные, яркие работы художников. 

— Мне больше нравится направление стрит-арт, чем граффити, так как кроме украшения оно еще несет в себе смысловую нагрузку. С помощью граффити автор самовыражается, а стрит-арт имеет еще и задумку.

Все рисунки, которые появились за последние несколько лет в Минске, мне нравятся. Они все сделаны профессионально, но не везде уместно. Например, работа по улице Могилевской девочки и мальчика мне не нравится, потому что она похожа на плакат в больнице, хотя роспись сделана хорошо с точки зрения профессионализма. Но сам факт, что минские дома стали оформлять в граффити — это здорово. Это отличный способ украсить серые, спальные районы, где кроме бетона и нет ничего. 

Митя Писляк: «Наш город выглядит блеклым и депрессивным, потому что городские власти ничего не понимают в искусстве и выглядят, как из 90-х»
Митя Писляк: «Наш город выглядит блеклым и депрессивным, потому что городские власти ничего не понимают в искусстве и выглядят, как из 90-х»

— Панельные дома, которые как-то по-особенному покрашены, сейчас выглядят хорошо и приятно, но через пять лет они будут такими же убогими, как и все остальные: краска выцветет, дворы перестанут быть такими аккуратными. Как сделать так, чтобы спальные районы выглядели лучше?  Не строить такие высокие дома. В них живет слишком много людей, нет одного владельца. Всем плевать на состояние двора, подъезда. Когда дом небольшой, инфраструктура вокруг него развита и соседи знают друг друга, тогда и подъезд будет чистым, и двор уютным, и фасад красивым.

Дома строят такими высокими не потому, что в Минск едут жить много людей и нужно строить много квартир. Я вижу в городе полным-полно мест, где вообще не построено домов, хотя они могут там быть. Хорошо, если не в городе, то за кольцевой тоже есть площадки для строительства. В общем, я не вижу веских причин, чтобы наполнять город серыми «муравейниками», где нет ни комфорта, ни жилищной среды. Я уже молчу про эстетику.

Я как-то читал статью, где сравнивали шведский город и российский. В обоих количество населения одинаковое, только шведский город меньше. При этом в нем нет огромных спальных районов с 19-этажными домам. Есть максимум 5-этажные домики, паркинги стоят отдельно, во дворе никто не паркуется, везде есть велопарковки, дворы ухоженные, фасады досмотрены и т.д. Дело не в размере города, дело в подходе. Ведь как-то в Швеции решили проблему с квартирами и жилищной средой. Почему мы не можем? 

Митя Писляк: «Наш город выглядит блеклым и депрессивным, потому что городские власти ничего не понимают в искусстве и выглядят, как из 90-х»

— Мне нравится сталинская архитектура. В принципе, весь центр Минска выглядит хорошо. Из современных зданий я бы выделил здание «Банка развития» на проспекте Машерова. Оно выглядит очень хорошо, только его создатели почему-то использовали не такое красное стекло, которое планировали изначально. Я занимался витражами, поэтому вижу, что это стекло должно быть с большим количеством красного пигмента, который бы светился, когда включается свет внутри здания.

Нет таких современных объектов, которые бы мне не нравились, потому что я рад, когда они появляются. Я люблю, когда город развивается. Если здание с годами будет не нужно, то его снесут, а на его месте появится что-то более подходящее. 

Митя Писляк: «Наш город выглядит блеклым и депрессивным, потому что городские власти ничего не понимают в искусстве и выглядят, как из 90-х»

— Рисунок с собакой — мой первый на фасаде дома. Его не получилось сделать легально. Я приходил в администрацию района, но там все были в отпуске, и решать мой вопрос никто не хотел. Поэтому я сделал все без разрешений. Рисунок я создал на бумаге и просто приклеил к фасаду. Жителям этот рисунок нравится, они даже скотчем его подклеивают и раскрашивают.

Когда я нарисовал эту собаку, я был в шоке от позитивной реакции людей, которые проходят мимо. Для меня это самое ценное ощущение, когда твоя работа прямо сейчас приносит тебе такие результаты. Этот рисунок занял у меня всего три часа, мне ничего не стоит это делать. Клеил я его не ночью, а днем, потому что именно в светлое время суток проходящие мимо люди думают, что ты занимаешь важным делом, а не нарушаешь закон. 

Митя Писляк: «Наш город выглядит блеклым и депрессивным, потому что городские власти ничего не понимают в искусстве и выглядят, как из 90-х»

— Планов у меня много, но, к сожалению, все они стопорятся из-за бюрократии. Буквально на прошлой неделе я ходил согласовывать рисунок. Мне отказали, объяснив это тем, что рисунок нужно согласовывать с архитектором здания, которого, может, и в живых нет. У нас также есть городской художественный совет, где принимаются решения, красивый рисунок я предлагаю с точки зрения художественной эстетики или нет.  

Люди, которые решают, что будет украшать наш город, а что нет, имеют отдаленное отношение к искусству. Они даже выглядят, как ребята из 90-х, с толстыми животами и растянутыми штанами, и рассказывают молодым художникам, что можно рисовать, а что нет. Наш город выглядит блеклым и депрессивным, потому что люди, принимающие решения, ничего не понимают в этом. После все удивляются, почему больше нет инициативных и желающих хоть что-то делать. В Минске полно людей, которые умеют и хотят делать, но им не позволяют.

Фото: Павел Садовский

Как вам новость?