«Через 10-15 лет жилье начнут строить 3D-принтеры и квадрокоптеры, но это будет завтра. А где взять деньги на жилье сегодня?» — делится мыслями Дмитрий Черноморец

У вас бывает такое, что после беседы с умным и талантливым человеком вы решаете пересмотреть всю свою профессиональную жизнь, меняете отношение к деньгам и начинаете строить план по завоеванию мира? Если такого ещё не было, то поговорите с Дмитрием Черноморцем, директором по развитию международной группы компаний Apply Logistic Group. Он поделится с вами своими размышлениями, почему важно мыслить по-предпринимательски, что может помочь нашей стране и почему профессиональный путь большинства людей, скорее всего, тупиковый. Об этом и не только в интервью для Realt.by.

О стране, кризисе и о том, что нам нужно сделать

— Я думаю, что наша страна сегодня представляет собой ослабленный организм, который находится в состоянии очередной ремиссии после большого потрясения. В очередной раз мы переживаем сильное падение экономики, эмоциональная фаза, на мой взгляд, закончилась, а голые факты кризиса никуда не делись. Возможно, мы можем падать и дальше, но не сильно, так как, полагаю, нам не даст это сделать Россия, потому что ей это крайне невыгодно. Знаете, даже если вы теряете работу и у вас нет денег, вы все равно будете кормить свою кошку. Возможно, вы переведете кошку на более дешевый корм, но кормить все равно будете. Я думаю, вы поняли, кто в этой метафоре кошка. России не нужна вторая Украина. Другой вопрос, хотим ли мы быть той самой кошкой, которая зависима от регулярного, пусть не очень съедобного и не очень сытного кормления, но регулярного. Наверное, мы всё-таки хотим быть рысью, которая сама определяет, что есть, когда есть и сколько есть. Однако просто хотеть — этого мало, здесь нужно принимать решение и действовать, причём, на мой взгляд, сейчас идеальное время для принятия такого решения, дальше будет сложнее. Если мы оставим все, как есть, то высокий уровень жизни — это вообще будет не про нас. 

«Через 10-15 лет жилье начнут строить 3D-принтеры и квадрокоптеры, но это будет завтра. А где взять деньги на жилье сегодня?» — делится мыслями Дмитрий Черноморец
«Через 10-15 лет жилье начнут строить 3D-принтеры и квадрокоптеры, но это будет завтра. А где взять деньги на жилье сегодня?» — делится мыслями Дмитрий Черноморец

О сферах, где мы можем зарабатывать миллиарды

— Давайте рассуждать адекватно, нефти и газа у нас нет, да и это мало что решает в новой экономике. Сегодня самым дорогим ресурсом являются работающие мозги, на это и нужно ставить. Вчера центрами создания добавленной стоимости были производства, сегодня все по-другому, производства стали инфраструктурой, инструментом тиражирования и не более того. Сегодня основная ценность продукта создается на этапе его разработки, а не на этапе тиражирования, значит, на чем имеет смысл сосредоточиться? Правильно, на творческом интеллектуальном труде. Если, например, взять пальто, которое вы носите, кто-то его разработал, сконструировал, а кто-то пошил. Как вы думаете, кто в этой схеме больше заработал, разработчик или изготовитель? Конечно тот, кто придумал, разработал и сконструировал.

Важно понимать, что ценность ручного труда уже начала девальвироваться, и это один из основных трендов будущего, а главным драйвером его обесценивания уже выступает автоматизация. Первыми начнут терять работу люди физического труда, в выигрыше останутся люди тех творческих профессий, где есть проблемы с математической алгоритмизацией их работы.  

Давайте проанализируем ценность большинства наших заводов, они что-то «штампуют», и это что-то не продается. Почему не продается? Да потому, что в том продукте, который они производят, нет ценности для тех, у кого есть деньги. Там даже не пахнет инновациями, и когда у руководителей некоторых известных заводов поворачивается язык называть свою продукцию инновационной, они либо глупы, либо просто издеваются над самим понятием инновационности.

Вывод: нам необходимо сосредоточиться на интеллектуальных драйверах экономики. На мой взгляд, это IT, высокотехнологичные инновационные производства, медицина, образование, ну и у нас, на мой взгляд, неплохо получаются продукты питания.

Что касается IT, эта отрасль полностью доказала свою состоятельность. У нас есть отличная отраслевая модель — это ПВТ. У ПВТ уже есть $1млрд, и его потенциал $10-20 млрд, а может и больше. Если даже каждый третий белорус будет айтишником, разве это плохо? Некоторые не очень умные люди критикуют этот проект, при этом, на мой взгляд, это отличная модель, которую нужно переносить на другие перспективные отрасли экономики, о которых я выскажусь далее.

Однозначно необходимо активно развивать высокотехнологичные инновационные производства, которые в свою очередь сфокусированы на разработках суперпродуктов. Сегодня в стране уже есть такие компании, среди них «АДАНИ», «Регула», «Изовак», «Полимастер» и др. Производственная инфраструктура им необходима лишь для обеспечения самодостаточности и гибкости. Кстати, хочу отметить, что мы (ApplyLogisticGroup) сейчас очень активно работаем над созданием в Беларуси инновационного кластера, цель которого сформировать эффективную отрасль hardware-компаний, а это в перспективе ещё один ПВТ. Правда, все получится, если власти поддержат проект. У кластера уже появилось имя — INNOVUSTER (производное от Innovation+ Сluster), на данном этапе проект для нас некоммерческий, однако, мы верим в его успех.

Я считаю, что Беларусь за относительно короткий период времени, 5-7 лет, можно превратить в один из центров международного медицинского туризма. Для этого необходимо снять монополию с государственных медицинских учреждений, на первый план должны выйти частные клиники, которые все сделают сами. Государству здесь важно сделать одну вещь — не мешать, все остальное бизнес сделает сам. Конечно, если государство создаст для отрасли режим особого экономического благоприятствования, это пойдёт стране только в плюс.

Об образовании. Знания становятся все более востребованным товаром, на этом фоне рынок обучающих продуктов может также стать высокодоходным для страны. Существующее состояние отрасли я оцениваю, как отвратительное, результат — выпускники не готовы к выполнению прикладных задач, зачастую у них извращенное представление о некоторых науках, отдельная тема — это признание белорусского образования развитыми странами. Обратите внимание, у нас почему-то не обучаются европейцы. При этом я считаю, что за относительно непродолжительный срок мы можем выстроить сильную отраслевую модель, сделав акценты на высшем техническом образовании и бизнес-обучении. Здесь очень важно вовлечь в образовательный процесс состоявшихся практиков, людей лучших в своем деле. Я хорошо помню, когда я закончил вуз, большинство моих однокурсников пошли работать на разные предприятия, кто-то создал свой бизнес, некоторые уехали в другие страны, но некоторые ребята остались преподавать. Почему остались? Да потому, что не смогли найти себя в бизнесе. Получается, что «лузеры» превращают студентов в «лузеров»? Это очень нехорошо. Студенты должны учиться у лучших людей в профессии, а не у тех, кто почитал три книги и две статьи.    

«Через 10-15 лет жилье начнут строить 3D-принтеры и квадрокоптеры, но это будет завтра. А где взять деньги на жилье сегодня?» — делится мыслями Дмитрий Черноморец
«Через 10-15 лет жилье начнут строить 3D-принтеры и квадрокоптеры, но это будет завтра. А где взять деньги на жилье сегодня?» — делится мыслями Дмитрий Черноморец

О рынке жилой недвижимости

— Цены не опустились до «по 500» — мечта социалистов не сбылась. Были цифры $750 за «квадрат», но что это было? Объекты низких потребительских качеств или дома, которые находятся ещё на стадии котлована и будут готовы в 2019-2020 году, а может и не будут.

Год назад я наблюдал картину, когда покупатели требовали снижения цен на новостройки. Застройщики продавали жилье по таким низким ценам, которые только могли себе позволить и даже ниже. Это привело к удешевлению проектов: увеличение количества квартир на этаже, замена импортных лифтов на белорусские, французских окон на «бойницы», вентилируемых фасадов на штукатурку, непонятно какие материалы использовались для скрытых коммуникаций. Удешевление стало настоящим «творчеством». Многие проекты были разработаны до того периода, который мы называем кризисом, поэтому их приходилось вытягивать удешевлением.

Сейчас стоимость жилья несколько стабилизировалась, по-прежнему существует отложенный спрос, который не удовлетворен. Полагаю, что цены на жилье могут начать расти, для резких скачков оснований нет, но тренд понятен. Допускаю, что рост может сопровождаться краткосрочными снижениями.

Одна из проблем рынка жилой недвижимости, на мой взгляд — это слабая сегментация, многие объекты, которые находятся в стадии строительства или уже сданы, непонятно для кого строились, что не дом то бочка мёда с ведром дегтя.

Сейчас видно, что к новым проектам застройщики подходят с жесткой сегментацией, теперь появляется понимание, что и для кого строится, какая должна быть целевая цена.

Однако хронические проблемы белорусских застройщиков остаются с застройщиками — это технологическая отсталость, крайне низкая культура производства, нулевой менеджмент, низкая производительность труда, воровство и полное отсутствие управления качеством.

Перечисленные проблемы — это 15-20% себестоимости строительства, еще столько же могут принести инновации в проектировании, строительных материалах и технологиях.

Если совсем заглядывать в будущее, то есть на 10-20 лет вперед, то мы увидим два технологических тренда, первый — это 3D-печать домов, второй — это использование квадрокоптеров, выполняющих блочную или кирпичную кладку, а также кровельные работы. Испытания обеих технологий уже ведутся в разных странах, я видел, как это происходит в Китае. Качество работ несравнимо с ручным, при этом процесс носит непрерывных характер, а это существенное сокращение времени строительства. Обе технологии сегодня ориентированы на малое домостроение, однако, следующий технологический шаг — многоэтажные дома. Однозначно, за этим будущее отрасли.

Чем раньше государство перестанет регулировать сферу строительства, тем быстрее эти технологии придут к нам. Достаточно того, что государство будет управлять вопросами безопасности и качества строительства, все остальное сделает бизнес сам.

«Через 10-15 лет жилье начнут строить 3D-принтеры и квадрокоптеры, но это будет завтра. А где взять деньги на жилье сегодня?» — делится мыслями Дмитрий Черноморец
«Через 10-15 лет жилье начнут строить 3D-принтеры и квадрокоптеры, но это будет завтра. А где взять деньги на жилье сегодня?» — делится мыслями Дмитрий Черноморец

О том, как и зачем из наемных сотрудников делать предпринимателей

— Давайте посмотрим, что собой представляет большинство компаний: это один, два, а иногда и три собственника-предпринимателя и пятьдесят, сто, пятьсот, тысяча наемных сотрудников. То есть, доля предпринимателей в компании обычно не превышает 2%. На мой взгляд, это критически мало, поэтому и большинство компаний «не взлетает».

Также важно перестать обманывать себя и признать, что цели предпринимателя и наемных сотрудников никогда не будут совпадать, поэтому мы придумываем такие «сектантские» инструменты, как лояльность к компании, корпоративная идеология, мы учим наемных сотрудников называть компанию «нашей компанией», мы обижаемся на них, когда они увольняются, называя их предателями. Мы удивляемся, когда наемные сотрудники не готовы идти до конца, выбирая альтернативные способы самореализации.

Как решить эту проблему? Для себя я увидел решение в том, чтобы как можно больше сотрудников компании превратить в предпринимателей. Как это сделать? Расскажу на примере ApplyLogisticGroup. В 2016 году мы полностью отказались от такого понятия, как организационная структура, сосредоточившись на том, что корпоративная культура для нас важнее структуры. Если раньше роль руководителей, в то числе моя, состояла в выработке решений, контроле их исполнения, то сегодня, например, свою роль как руководителя я вижу, в первую очередь, в формировании корпоративной культуры, а также в помощи моим коллегам в реализации их проектов, а также в том, чтобы они больше зарабатывали. В 2017 году ключевой метрикой роста компании будут доходы сотрудников, то есть я прекрасно понимаю, выше доходы сотрудников — выше прибыль компании.

Для того, чтобы эта модель заработала, наша задача — создать среду, в которой каждый сотрудник будет себя чувствовать настоящим предпринимателем, а не наемным работником. Что для этого нужно? Во-первых, доход сотрудника должен существенно зависеть от результатов его проекта, во-вторых, никаких «стеклянных потолков», то есть, доход сотрудника ничем не должен ограничиваться. В-третьих, мы помогаем сотрудникам разрабатывать индивидуальные планы доходов, после чего разрабатываем стратегию направлений, чтобы в результате сотрудник смог заработать столько, сколько он запланировал. В-четвертых, работая с каждым сотрудником индивидуально, я лично помогаю каждому развивать предпринимательское мышление, речь идёт о непрерывном тренинге, где мы учимся брать на себя ответственность, творчески мыслить, постоянно самообучаться, принимать решения, основываясь на таких факторах, как полезность (ценность), инновационность, выгода, инвестиции, капитализация, риски, эффективность.

Мы еще не завершили процесс трансформации, однако уже сегодня я вижу промежуточные результаты, мне стало легче работать с людьми, потому что наши цели и ценности сильно сблизились, сотрудники начали брать на себя ответственность, генерировать и доводить до конца креативные и в тоже время эффективные решения, в компании появилось много экспериментов, люди искренне и по праву считают компанию своей.

Вы спрашиваете, можно ли такие подходы сделать практикой убыточных предприятий? Не можно, а нужно. Разве нормально, когда директор убыточного предприятия получает стабильную зарплату? Предприятием должен руководить предприимчивый человек, а для предпринимателя стабильный доход, не зависящий от результатов труда, это как алкоголь для спортсмена. Поэтому мое мнение, что если директор предприятия согласен на работу за стабильную зарплату, то он управленческий импотент. Настоящий руководитель никогда не пойдет работать на таких условиях. А теперь представьте, как бы изменилась ситуация на многих известных нам предприятиях, если бы им удалось построить предпринимательскую среду? Слабаки просто не могли бы зарабатывать, уступая места сильным специалистам. Наверное, поэтому руководители этих предприятий так сильно боятся капитализма, как известные мистические персонажи боятся солнечного света.

«Через 10-15 лет жилье начнут строить 3D-принтеры и квадрокоптеры, но это будет завтра. А где взять деньги на жилье сегодня?» — делится мыслями Дмитрий Черноморец

О том, как молодым людям заработать на собственное жилье

— Давайте отталкиваться от того, сколько стоит это жилье и за какой период молодой человек хочет на него заработать. На сегодняшний день в Минске уже за $35-$40 тыс. можно купить отдельную квартиру. В качестве периода возьмем, например, 3 года. В таком случае необходимо ежемесячно откладывать минимум $1 тыс., а значит, ежемесячный доход молодого человека должен быть не менее $1,5 тыс. Про банковские кредиты забываем, так как ставки там просто космические. Мы также не рассматриваем ситуацию, когда нашему герою «обломился» льготный кредит или в покупке готовы поучаствовать родители.

Итак, на что может рассчитывать молодой человек? Работа по найму — нет. Такие зарплаты сегодня доступны людям с неплохим опытом, на который нужно поработать 4-5 лет. Исключение — IT-сфера. Поэтому если наш герой айтишник, то у него сегодня гораздо больше шансов, чем у представителей других профессий. А если нет, то у него два варианта, первый — все бросить и уехать, на заработки, например, в Южную Корею, неквалифицированному рабочему-экспату за день изнурительного труда на стройплощадке платят $100, дальше считайте сами. Второй вариант — это предпринимательский путь, и здесь вариантов очень много. Как-то меня пригласили на мероприятие, где детей 9-11 классов учили стартовым предпринимательским навыкам. Я спросил у них, кто заплатил за то, что они здесь. Большинство сказали, что родители, а один парень сказал, что оплатил обучение сам. Я спросил, как он заработал деньги. Он рассказал, что в месяц ему удаётся зарабатывать до $1500 на продаже мобильных телефонов. Другой юноша рассказал, что у него месячный доход меньше — около $900. Он зарабатывает на том, что делает домашние задания для ребят из своего и параллельных классов, разумеется, он это делает за деньги. Да, он «не успевает» развлекаться, но у него есть «голубая мечта» — мотоцикл. Плюс он не знает, сможет ли поступить в университет на бюджетное отделение, поэтому еще копит деньги на учёбу. Также мы с ребятами посчитали, что только на оказании услуг мытья окон можно зарабатывать $1200-$1300 в месяц, правда, придётся вкалывать. И это речь идёт о школьниках, разумеется, что у ребят постарше гораздо больше возможностей для предпринимательской реализации.

Самое важное — это вовремя осознать, что тебе никто ничего не должен. На форумах молодые люди часто жалуются на то, что им на старте предлагают «смешные» зарплаты, и поэтому они лучше отсидятся дома до волшебного момента, когда им предложат работу мечты. Мне странно, что они не понимают, что те результаты труда, которые они способны генерировать, зачастую не стоят и тех денег, которые предлагают.

Также важно сразу понять, что, работая по найму, разбогатеть не получится, этот путь тупиковый. Путь к высоким доходам и максимальной самореализации лежит через предпринимательство, да и здесь не у всех получается. Но занимая пассивную позицию и не делая попыток, человек совершает очень серьёзное преступление против самого себя.

Фото: Феликс Сиваков

Как вам новость?