Выставить подороже и постепенно снижать VS сразу делать привлекательную скидку. Какая тактика продажи квартиры лучше?

Мечта любого продавца – в короткие сроки получить за квартиру максимальную сумму. Но быстрая продажа сопряжена с необходимостью делать скидку ещё на стадии размещения объявления, чтобы выгодно отличаться от аналогов. Многим продавцам это не по душе и они используют иную тактику – цену выставляют на уровне аналогов или выше, а затем, при отсутствии спроса, потихоньку снижают. Насколько оправдан такой подход?

Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. В зависимости от ситуации на рынке и ценовых колебаний (которых в последние годы было немало) выиграть могут как одни, так и другие. Но степень риска у каждого из описанных выше подходов безусловно будет отличаться.

Быстрая продажа – это всегда потеря денег, но она сравнительно небольшая. Затяжная продажа может привести к разному результату: от неожиданной прибыли до огромных потерь.

Немного методологии

Квартиры, проданные за последние годы были разделены на 4 группы в зависимости от скорости продажи: до 3 месяцев, 4-6, 7-9 и 10-12 месяцев. Срок этот отсчитывался от даты первого появления объявления на Realt.by до даты подписания договора купли-продажи. Основой для построения графика ниже стала разница между ценой в объявлении и ценой сделки. Для анализа использовались 1-комнатные квартиры, у других типов отличия будут минимальными.

Невооружённым взглядом видно, что те, кто стремился продать быстро (и кому удалось это сделать менее, чем за 3 месяца) всегда теряли при торге довольно незначительную сумму – от 500 до 2000 долларов, даже в самое критичное для рынка время.

В конце 2012 — первой половине 2013 торг, как таковой, отсутствовал. Неудивительно, ведь именно в это время рынок был дефицитным и покупатели разметали без разбора практически любые квартиры. Те, кто предпочитал не выделяться из общей массы или вовсе выставлял цену выше аналогов, в дальнейшем буквально озолотились. "Однушки", выставленные на продажу в конце 2012 года и “провисевшие” на рынке не менее 9 месяцев, по итогу были проданы на 12 тысяч дороже первоначально выставленной цены. Согласитесь, приятный бонус в виде нового автомобиля из салона.

Последними, кто насладился ростом цен, стали те, кто вышел на рынок весной 2013 года и продавал квартиру не менее 3 месяцев. Их доход составил от 2,5 до 4 тысяч долларов.

Выставить подороже и постепенно снижать VS сразу делать привлекательную скидку. Какая тактика продажи квартиры лучше?

Но уже осенью 2013 года тактика затяжной продажи стала приносить убытки, которые росли с каждым кварталом. На протяжении 2,5 лет продажа свыше 3 месяцев всегда оборачивалась весомыми потерями из-за того, что продавцам нужно было постоянно догонять падающий рынок.

По-настоящему “влетели” те, кто не успел продать квартиру до конца 2014 года. В зависимости от того, сколько их квартира находилась в продаже, средние потери из-за рыночной конъюнктуры составили от 9 до 15 тысяч у 1-комнатных квартир, и от 13 до 23 тысяч у квартир с большим числом комнат.

С наступлением 2016 года ситуация выровнялась. Независимо от того, сколько квартиры находились на рынке, цена при продаже у 1-комнатных квартир была ниже цены в объявлении всего на 1-2 тысячи долларов. Те квартиры, которые вышли на рынок весной и продались только в конце года, по итогу были реализованы даже с небольшим бонусом (в среднем +$300 к первоначальной цене).

Насколько должна отличаться от конкурентов цена, чтобы продать квартиру за 3 месяца?

Бытует мнение, что привлечёт покупателя только сильно заниженная цена. Это не так. Иногда хватает и нескольких сотен, чтобы предложение уже воспринимали привлекательным.

Если мы говорим об "однушках", то последние 5 лет квартиры, которые были проданы за 3 месяца, в среднем выставлялись лишь на $1000 дешевле аналогов. Лишь однажды, в конце 2015 года, для быстрой продажи понадобилось держать цены на $3000 ниже.

Закономерно, что у квартир с большим числом комнат эти цифры более внушительные, но и их нельзя назвать астрономическими. 2-комнатные квартиры, которые продавались быстрее остальных, в среднем выставлялись на 2-3 тысячи дешевле. У 3-комнатных этот диапазон, в зависимости от разной ситуации на рынке, колебался от 2 до 5 тысяч.

Судя по тому, что цены на квартиры вновь начали снижаться, быстрая продажа опять становится страховкой от больших потерь. Насколько активно будут ей пользоваться продавцы – покажет время. Но крайне негативный опыт затяжных продаж в последние годы должен заставить их объективнее оценивать рыночную стоимость своей квартиры.

Как вам новость?