Один день с риэлтером: «Бывает, что к клиенту нужно приехать ночью в аэропорт, потому что он улетает через два часа, и я еду. Это моя работа»

Мы часто слышим не самые лестные мнения о риэлтерах. Многие уверены, что люди этой профессии днями сидят в офисах, пьют кофе и ждут клиентов. Это не так, это профессия, к которой нужно быть готовым. Мы поговорили с риэлтером агентства недвижимости «Эксперт» Катериной Романовской, которая к 26 годам имеет шестилетний опыт работы на рынке, встречается с клиентами ночью в аэропорту, если так надо, и знает, почему необходимо знать английский.

Для начала мы расспросили Катерину, как проходит обычный день риэлтера, что входит в его обязанности и сколько может длиться его рабочий день. Мы пришли в агентство в 10 утра. К этому времени в офисе трудилась лишь пара сотрудников. Катя объяснила, что у каждого агента и риэлтера свой график. Например, если на весь вечер у специалиста запланированы показы до 10 вечера, то значит, его утро может быть свободным. Плюс многие решают вопросы с документами, договорами в утренние часы, едут по дороге на работу в разные инстанции.

Миф про то, что лишь с приходом осени в агентствах не протолкнуться, работа кипит чуть ли не с 6 утра, немного преувеличен. Да, действительно, осенью звонков и обращений больше, чем летом в сезон отпусков, но в теплое время года их более чем достаточно. Катя рассказала, что, если человеку нужно купить квартиру в июне, он не будет ждать осени. 

О том, что плохие мнения о риэлтерах бывают обоснованными

— Желание работать в недвижимости у меня появилось тогда, когда мои родители продавали квартиру и искали дом. Я активно участвовала в процессе поиска, мне понравилось. Так я решила пойти работать в агентство недвижимости. Мое юридическое образование (БГУ) это позволяло. Поработав какое-то время агентом, пришел час получения свидетельства. Экзамен был достаточно легкий, я его сдала и получила свидетельство об аттестации риэлтера.

Ничего о репутации профессии риэлтера в Беларуси я не знала. Я только знала, что за границей это престижно и хорошо оплачивается. Поработав какое-то время, я стала понимать, что у нас все не так радужно, есть и плохие мнения, и они обоснованы. Не все риэлтеры образованы, не все умеют работать с людьми. Работа риэлтера — это большая ответственность. Каждое твое действие впоследствии влияет на судьбу человека — продавца или покупателя. Он, может, всю жизнь будет жить в этой квартире.

Я никогда не давлю на покупателей во время показов, не навязываю им ничего, они сами смотрят квартиру, задают вопросы, уточняют. Бывает, что я прихожу с покупателем, а у продавца тоже есть риэлтер, который просто бросается на покупателя, бесконечно что-то рассказывает и не дает человеку осмотреться, принять какое-то взвешенное решение. Это неправильно.

Что касается недоверия к риэлтерам, то оно появилось, потому что люди действительно сталкивались со специалистами рынка, которые хотят быстрых денег. Но так в любой сфере: есть добросовестные профессионалы, а есть те, у кого цель нажиться. С этим ничего не сделаешь. У меня другой вопрос: почему у нас агентом может стать человек без высшего образования, который двух слов связать не может? На рынке должны работать образованные люди, у которых идеально выстроена речь, которые могут ответить на любой вопрос и которые, в конце концов, хорошо и опрятно выглядят. Официально-делового стиля еще никто не отменял. И самое главное, у нас так мало риэлтеров знают английский язык! О каких иностранных клиентах мы говорим, если на все агентство только пара специалистов знает язык. 

О графике работы, ночных подписаниях договоров и обязанностях

— Я стараюсь поддерживать восьмичасовой рабочий день. Если у меня вечером показы до 22 часов, значит, я освобождаю свое утро. Можно работать и по 12 часов, но я хочу личной жизни. Обычно первый утренний час я посвящаю рекламе, потом берусь за документы, затем обзваниваю клиентов по возникшим вопросам.

Все объявления я делаю сама. Сама выезжаю с камерой и делаю фотографии, обрабатываю их и выкладываю. Я не профессиональный фотограф, нигде этому не училась. Я полагаюсь на свое чувство прекрасного. Фото я обрабатываю на своем Macbook, так как там фоторедакторы лучше. Его я вожу с собой в машине всегда, как и фотоаппарат. Если профессионал посмотрит на мои фото, может, он и скажет, что с ними что-то не так, но для меня главное, чтобы фотографии были информативными. Важно, чтобы все было видно, чтобы человек посмотрел и сразу понял, что и как в квартире. Это очень экономит время как риэлтеров, так и клиентов.

Работа риэлтера без автомобиля возможна. Первый год своей работы я ездила на показы на общественном транспорте. Дело в том, что на автобусе ты можешь успеть на три показа за три часа, а на машине на шесть. Это просто экономит время. Плюс сегодня можно купить недорогой автомобиль, он не стоит каких-то баснословных денег. Далее, наличие машины, хорошей камеры, опрятного вешнего вида все-таки создают определенный имидж риэлтеру. 

О том, как продавцы завышают цены и что с этим делать

— Бывает, клиенты мне звонят и просят поставить цену на $10 тыс. дороже, чем я им рекомендовала. Это их право, желание клиента превыше всего. В этом случае я работаю по правилу двух недель. Если в течение этого времени нет звонков, то снижаем ценник на $2 тыс. Если через 14 дней ничего не происходит, на $3 тыс., и так, пока мы не дойдем до цены, которую я рекомендовала изначально. А рекомендую я, как правило, немного дороже, чем есть на самом деле, потому что любовь к торгу у наших людей никто не отменял. Вообще, объект с правильно выставленной ценой продается максимум три недели. Это с учетом показов и оформления документов.

Если человек не соглашается, я пытаюсь объяснить ему, что цена завышена, что шансов продать мало. Чаще всего люди прислушиваются, если нет, то ждем. В случае если объект не продался, и клиент решил не продолжать с нами работать или передумал продавать, то мы, конечно же, прощаемся. В этом случае я могу даже деньги за рекламу не брать, потому что я хочу сохранить с клиентом хорошие отношения, чтобы он потом еще к нам вернулся и порекомендовал меня другим. Испортив отношения с одним клиентом, есть вероятность получить пять плохих рекомендаций. 


Фото:
Павел Садовский