Загородная недвижимость: торг по дорогим домам достигает 50%, а летнюю дачу можно купить за $5-8 тыс.

С наступлением весны рынок загородной недвижимости Минска заметно оживился. На него снова вернулись продавцы, которые снимали свои объявления зимой. Проявляют активность и покупатели. Но переплачивать за дома всё равно никто не хочет.

Специалисты отмечают, что спрос на загородную недвижимость есть во всех сегментах рынка, но наибольшей популярностью всё же пользуются дешёвые дачи и недорогие дома для постоянного проживания.

Весной особенно популярны садовые домики и дачи

Основным фактором выбора садовых домиков и дач для временного проживания по-прежнему остаётся цена. Чем ближе к Минску, тем дачи дороже, поэтому зачастую они приобретаются за пределами Минского района. Например, для летнего отдыха формата «выходного дня» дачу в садовом товариществе на участке 5 соток можно купить за $5-8 тыс., рассказывает Елена Акулич, начальник отдела «Дома. Дачи. Коттеджи» агентства недвижимости «Твоя столица».

С марта заметно выросло количество людей, желающих купить дачу, — дополняет коллегу Надежда Зеленкова, риэлтер АН «Центральное». — Наибольшим спросом пользуются домики эконом-класса до $12-15 тыс. на расстоянии 20 км во всех направлениях от Минска, а также дома, где «всё включено», по цене от $20 тыс. и выше.

В обжитых товариществах 80-90-х годов прошлого столетия достаточно много предложений разных домов: и щитовых, и кирпичных, и из оцилиндрованного бруса. Поэтому выбирать есть из чего. 

Надежда Зеленкова отмечает, что в последнее время появилась категория покупателей, которые приобретают домики в садовых товариществах для круглогодичного проживания.

Например, в прошлом году через агентство «Центральное» было продано два деревянных домика в обжитых товариществах. Такая покупка является альтернативой приобретения в городе комнаты или доли в квартире. Причём эти объекты покупают не пенсионеры, а люди, которые каждый день ездят в Минск на работу. Купить подобный домик на участке 5-6 соток можно, как правило, за $10 тыс.

Вадим Ильчук, агент по операциям с недвижимостью АН «Уласны дах», также говорит о том, что сейчас на рынке наибольшим спросом пользуются дешёвые домики в садовых товариществах до $10 тыс. Покупатели отдают предпочтение товариществам с наличием хороших подъездных путей и коммуникаций.

Если дача приобретается на значительном удалении от Минска, то предпочтение отдаётся домам вблизи леса, речки, озера.

Большинство покупателей хотят купить крайний к лесу участок, с видом на озеро или в первой береговой линии. Цены на дома в одной деревне сильно разнятся. Участок на берегу озера может стоить $20-30 тыс., а в конце или середине и менее $5 тыс., — дополняет Вадим Ильчук.

Дома в деревнях не выходят из моды

Дома в деревнях выбирают те покупатели, кому интересно земледелие и более продолжительный, по сравнению с дачным, период проживания за городом.

— Деревенские дома, в отличие от простых дач, имеют печное отопление, а за счёт капитальности строения пригодны для круглогодичного проживания. Зачастую на участках есть колодцы, а площади земельных участков начинаются от 10 соток, —говорит Елена Акулич.

Что касается цен на деревенские дома, то, по словам специалиста, помимо удалённости от МКАД и транспортной доступности, они во многом зависят от состояния дома. Что ни говори, а возраст большинства из них перешагнул за шестой десяток. Хозяйственные постройки существенно цену не увеличивают. Однако в случае если их надо сносить, цена может снизиться.

По словам Надежды Зеленковой, дома в деревнях больше рассматриваются не для круглогодичного проживания, а летнего отдыха. Предпочтение им отдают семьи, в которых есть люди преклонного возраста. Купить дом можно примерно за $20 тыс., однако его придётся перестраивать под себя.

Более дорогие дома используются для постоянного проживания. Причём чем ближе к Минску, тем спрос на них выше, — уточняет Надежда Зеленкова. 

Дорогие дома «зависают»

Вадим Ильчук говорит, что уже больше года спроса на дорогую загородную недвижимость нет. Однако были редкие случаи, когда интересы продавцов и покупателей совпадали и по цене, и по качеству объектов.

— Продавцы всё ещё не могут смириться с тем, что цены упали. За бесценок или даже по себестоимости продавать свои объекты не хотят. В свою очередь покупатели не соглашаются приобретать дома по тем ценам, по которым владельцы выставляют их на рынок. В ходе торга цена на дорогие дома снижается наполовину, — уточняет специалист.

Многие покупатели продолжают выжидать. Они ведут себя примерно так: находят объект и предлагают свою цену. Если продавец не соглашается реализовывать его по такой цене, покупатели ждут и наблюдают за объектом со стороны.

 — Через полгода продавец вынужден согласиться на условия покупателя и продать дом за полцены, — дополняет Вадим Ильчук.

Сложно продаётся и дорогая законсервированная «незавершёнка». Например, по словам Надежды Зеленковой, уже не первый год не может найти своего хозяина недостроенный дом в Хатёжино, который продаётся через АН «Центральное» за $70 тыс. Хотя участки на аукционах здесь реализуются по $40-50 тыс.

Елена Акулич также говорит о том, что многие продавцы по-прежнему сталкиваются с определёнными трудностями по продаже своих объектов. Главная причина этого кроется в завышенной цене.

До сих пор среди продавцов загородной недвижимости существует два больших заблуждения, которые только усложняют продажу. Первое из них — спрос на загородную недвижимость значительно подвержен сезонности: в холодное время года снижается или даже исчезает, а весной и летом увеличивается в разы. Второе заблуждение исходит из первого — якобы всплеск покупательской активности с приходом тепла позволяет рассчитывать на поднятие цен, —дополняет Елена Акулич.

В реальности всё происходит немного иначе. Во-первых, стабильный спрос на загородные объекты, будь то дачи или коттеджи, есть круглый год. Поэтому снимать объекты с продажи на зиму — не очень хорошая идея.

Во-вторых, общая тенденция ценообразования на загородную недвижимость — отрицательная. То есть выгоднее было бы продать вчера, чем сегодня. Это происходит как из-за усиления конкуренции среди продавцов на фоне роста количества выставляемых на продажу объектов, так и из-за недостатка финансов в ситуации роста цен на продукты питания и прочие блага. Если приобрести дачу люди ещё могут себе позволить, то на её содержание и поддержание в хорошем состоянии просто нет средств.

В этой ситуации залогом успешной продажи выступает адекватная стоимость. А её можно определить только по совершённым сделкам, но никак не по объявлениям других продавцов, —дополняет Елена Акулич.   Цены в рекламе это лишь желания продавцов, в которых учитываются вложенные в строительство и отделку дома средства, без учёта снижения стоимости стройматериалов и т.п. К тому же, покупателей совершенно не волнует, какую денежную сумму когда-то вложил продавец. В ситуации широкого выбора загородных домов и дач покупатели зачастую могут найти более дешёвые объекты.