"Люди сами виноваты, что не получили до сих пор квартиры". Лев Хаютин дает пояснения в суде по делу "Тамбаза" и недостроенной "Аркадии"

Вчера начался суд над бывшим гендиректором «Тамбаза» Львом Хаютиным, который был задержан еще зимой 2017-го. Компания строила в Минске жилой комплекс "Аркадия". Люди были рады купить квартиру в хорошем месте, но далеко не все дождались ключей. Сегодня заседание продолжилось.

Вчера начался суд над бывшим гендиректором «Тамбаза» Львом Хаютиным, который был задержан еще зимой 2017-го. Компания строила в Минске жилой комплекс «Аркадия». Люди были рады купить квартиру в хорошем месте, но далеко не все дождались ключей. Сегодня заседание продолжилось.

Дело рассматривает суд Заводского района Минска. Льва Хаютина обвиняют по статье 428 (Служебная халатность) и ч. 3 статьи 424 (Злоупотребление властью или служебными полномочиями). Пострадавшими по делу проходят 606 граждан и 9 субъектов хозяйствования. Судья — Черепанова Светлана Анасовна. Обвинитель — Толстобузов Александр Сергеевич.

Рабочая схема

Сегодня Лев Хаютин даёт пояснение к своим вчерашним показаниям.

С самого начала Лев Исаакович заявил ходатайство о том, чтобы судебные заседания по делу были хотя бы через день. Лев Хаютин сослался на возраст и наличие хронических заболеваний, которые не дают ему возможности полноценно восстановиться после судебного процесса. Ходатайство будет рассмотрено в течении трех дней. 

Большое внимание Хаютин сегодня уделил финансовому вопросу возведения «Аркадии». Сколько банков и по каким условиям кредитовали Тамбаз. Как избавлялись от невостребованной недвижимости, чтобы выглядеть перед кредиторами «порядочными» и банки не переставали выделять деньги. 

В пример приводит машино-места в подземном гараже, которые оказались никому не нужны. Из 620 мест были куплены только 2. Из-за сложного технического оборудования гаража, его отделки, средств пожаротушения и отвода дыма, каждое машино-место вышло стоимостью примерно в 26 тысяч у.е. Понятно, что за такие деньги никто эти места не купит. Поэтому Хаютин создает аффилированную фирму «Тамбаз-альянс» и регистрирует ее на своих дочек. 

В дальнейшем, как рассказывает Лев Исаакович, схема была следующая: «Тамбаз» продает машино-места по себестоимости (26 тысяч) компании «Тамбаз-альянс» с рассрочкой платежа (чисто на бумаге). Последняя продает эти места уже по рыночной цене (в два раза меньше) лизинговым компаниям, которые выдавали кредиты на строительство. «Альянс» возвращает часть денег «Тамбазу». Последний за эти деньги гасит проценты по кредитам. Получается, что «Тамбаз-альянс» теперь должен деньги «Тамбазу», а компания Хаютина получается «белой и пушистой» перед кредиторами. 

— Рано или поздно жильцам пришлось бы купить эти машино-места. Потому что там некуда было ставить автомобили. Но к этому времени из-за инфляции их цена значительно бы упала, — объясняет Хаютин. 

Долг «Альянса» гасили за счет продажи облигаций. «Тамбаз» продавал облигации «Альянсу» по цене ниже номинальной, а последние продавали по рыночной цене. Схема работала. И работала по закону. 

В свою очередь, судья не понимает обвинение по поводу торговли облигациями «Тамбаза» через «Тамбаз-Альянс». Он считает, что Хаютин все делал по закону, но обвинитель посчитал, что это все было «недобросовестно». Вообще очень много вопросов у судьи к обвинению.

Люди сами виноваты

По словам Льва Исааковича, он видит только две проблемы, из-за которых с «Аркадией» возникли проблемы:

— «Дефолт» банка. Проблемы возникли из-за того, что Технобанк перестал кредитовать «Тамбаз». А также наложил арест на имущество самого Хьютина и «Тамбаз-альфа» из-за того, что последняя выступила поручителем.

— Сами люди. Если бы обладатели облигаций не начали писать жалобы в исполкомы, то «Тамбаз» бы все успешно урегулировал.

Он заявил, что, когда с людьми, которые купили квартиры (облигации), и не получили их, возникли проблемы — люди сами неправильно поступили и они «сами виноваты, что начали писать заявления в исполкомы и президенту. Если бы они этого не делали, то все дома бы достроились. Если бы они пошли нам на встречу, и мы вместе постарались найти выход, а он был, мы бы все доделали. Если бы они лично ко мне подошли! Кредитование бы продолжилось, гаражи бы продавались, дома строились. Но они не захотели».

Судья резонно заметила – как бы люди подошли к Хаютину, если он в то время уже был в СИЗО?

— Я бы мог выступить консультантом. Ведь выход был. К примеру, если бы обладатели облигаций, даже не все, а хотя бы часть, отдали бы свои бумаги в банк под новый кредит. На эти бы деньги мы построили новый ТРЦ, продали его, а на вырученные средства достроили «Аркадию». И не пришлось бы никому ничего доплачивать, — рассказал Лев Исаакович

После этих слов в зале раздается смех потерпевших.

Как оказалось, даже будучи в СИЗО Хаютин написал от руки бизнес-план по выходу из ситуации и передал его пострадавшим.

Кстати, Хаютин пообещал потерпевшим, которые собрались в зале, что «если его выпустят, а потерпевшие решат вопросы с УКСом по „достраиванию“ Аркадии Томбазом, то все получат квартиры и им не придется доплачивать ни рубля».

Что говорят работники компании?

Вчера в ходе рассмотрения дела стало известно, что работники компании, которые заключали договоры, не были в курсе «преступного умысла Хаютина». Таким образом всего ими было реализовано облигаций на сумму 63 907 537,28 белорусского рубля.

Утановлено, что больше 21 миллиона белорусских рублей по указанию Хаютина было израсходовано на окончание строительства объектов 3-й очереди (два жилых дома, административно-торговые помещения 3-й очереди) и текущую хозяйственную деятельность «Тамбаза», а оставшиеся деньги — больше 42 миллионов рублей — на строительство объектов 2-й и 4-й очереди, возведение которых не завершено в связи с отсутствием у компании средств и источников финансирования.

В результате указанных действий Хаютина СООО «Тамбаз» не исполнило принятые на себя обязательства по строительству и предоставлению 639 квартир и двух машиномест 615 собственникам жилищных облигаций (606 граждан и 9 субъектов хозяйствования).

"Люди сами виноваты, что не получили до сих пор квартиры". Лев Хаютин дает пояснения в суде по делу "Тамбаза" и недостроенной "Аркадии"

Что говорил сам Лев Хаютин в своих показаниях на первом заседании?

Как передавал вчера из зала суда TTT.BY, Лев Хаютин признал обвинение по ст. 428 (Служебная халатность) и пояснил, что в процессе строительства 2-й и 4-й очередей не смог правильно оценить позицию банков по предоставлению кредитных ресурсов под залог завершенного строительства.

По словам Хаютина, ранее, при строительстве 1-й и 3-й очередей ЖК «Аркадия», банки выдавали кредиты, за счет которых компания достраивала гаражи и торговые объекты, которые потом постепенно реализовывались.

— К сожалению, в начале 2017 года на рынке недвижимости началась абсолютная паника, все банки приняли решение не кредитовать строительство. И обычная схема финансирования оказалась для нас невозможной. Я признаю, что не смог оценить и предвидеть эту ситуацию.

Обвинения по ч. 3 ст. 424 (Злоупотребление властью или служебными полномочиями) Хаютин не признал.

— Считаю, что обвинительное заключение построено на основании акта проверки Госконтроля, которое является односторонним. <_e280a6_> Корыстных и преступных намерений у меня не было.

В своих показаниях экс-гендиректор «Тамбаза» рассказал, как вообще строился жилой комплекс «Аркадия». В частности, на расселение, снос и подготовку территории к строительству было потрачено 22 миллиона долларов. Предварительная оценка стоимости всего объекта, по словам Хаютина, — 150 миллионов долларов.

— Из семи жилых домов, которые входят в этот комплекс, пять уже построены и введены в эксплуатацию. Помимо жилых домов, в состав комплекса входят 11 подземных гаражей суммарной вместимостью 850 машино-мест. Сюда же входят три торговые галереи, которые введены в эксплуатацию, строится торговый центр во 2-й очереди, гипермаркет и административный комплекс в 4-й. В 1-й, 3-й очередях введены комплексы административных помещений. Все это образует единое пространство с общей дворовой территорией в один комплекс.

Хаютин объяснил, что на начальной стадии строительства, когда идет отселение и снос, компания не может привлекать средства граждан и заключать договоры на строительство. Для этих целей привлекаются кредиты банков.

— После освоения площадки, получения разрешения на строительство и землеотвода мы начинаем выпускать поэтапно жилищные облигации.

Хаютин отметил, что проект жилого комплекса «Аркадия» разрабатывался еще в 2005 году, намекая на то, что за время строительства, которое началось в 2007 году и продолжалось до 2017 года, когда у «Тамбаза» начались проблемы, сильно изменилась экономическая ситуация в стране.

— С 2007 по 2017 год происходила резкая девальвация рубля, и затраты в 2007 и в 2017 годах заметно отличаются, — сказал Хаютин. — На одну и ту же квартиру цена могла вырасти в два раза.

Из-за курсовой разницы, говорит Хаютин, у компании были рублевые убытки.

— Для того, чтобы решить финансовую проблему, продолжать строительство и нормально кредитоваться, была создана компания «Тамбаз-альянс», в которую мы были вынуждены временно выводить активы, которые не смогли реализовать сразу.

В качестве характерного примера Лев Хаютин приводит данные о том, что в жилом комплексе 1500 квартир и все они проданы.

— По действующим нормам на каждую квартиру мы должны построить одно машино-место. Так вот, из 641 человека два машино-места купил только один человек. А строятся они для всех. И на балансе компании накапливались невостребованные машино-места, а затраты нести надо, потому что без них ввести дом в эксплуатацию нельзя. Так вот, эти машино-места, чтобы баланс компании был нормальным, для этого было создано ООО «Тамбаз-альянс», которое не вело никакой хозяйственной деятельности, и это была 100%-ная аффилированная компания, которая работала на общий результат.

В предъявленном Хаютину обвинении говорится, что он заключал экономически нецелесообразные сделки с целью искусственного улучшения показателей финансово-хозяйственной деятельности СООО «Тамбаз» перед банками-кредитодателями. В результате этих сделок у подконтрольного «Тамбазу» ООО «Тамбаз-альянс» увеличились оборотные средства и оказалось в собственности имущество, которым Хаютин распорядился с выгодой для себя и Хаютиной Марины Львовны: выплаты себе и ей части распределенной прибыли ООО «Тамбаз-альянс», выплаты Хаютиной Марине Львовне, как индивидуальному предпринимателю, вознаграждения за услуги поверенного, а также отпуска в ее адрес без оплаты имущества ООО «Тамбаз-альянс» легкового автомобиля BMW X1 и изолированного помещения № 72 по адресу Тургенева, 5, приобретенных за указанные средства.

Во время предварительного расследования было установлено, что сделки по выведению из СООО «Тамбаз» денежных средств и имущества повлекли тяжкие последствия в виде причинения ущерба «Тамбазу» в особо крупном размере (на общую сумму 1 291 628 белорусских рублей), а также существенного вреда правам и законным интересам граждан, которые оплатили, но не получили свои квартиры.

Из предъявленного Льву Хаютину обвинения стало известно, что из городского бюджета на достройку объектов 2-й и 4-й очередей было выделено 30 миллионов рублей, которые могли быть направлены на общественные нужды Минска.

В материалах дела указывалось также на то, что история со строительством «Аркадии» подорвала доверие у граждан к такому финансовому инструменту привлечения денежных средств для строительства жилья, как жилищные облигации.

Лев Хаютин объяснил, что есть существенная разница между долевым строительством и жилищными облигациями. И что привлечение его компанией средств граждан через покупку жилищных облигаций закона не нарушает.

Так, договор долевого строительства подразумевает открытие спецсчетов и расходование средств конкретно на строящийся дом и больше ни на что.

— А поскольку нам надо было построить жилой дом, который стоит на гараже и торговом центре, то мы вынуждены были обратиться к жилищным облигациям. Потому что выручка от жилищных облигаций зачисляется на расчетный счет и расходуется на весь спектр хозяйственной деятельности компании (например, выплаты по кредитам, зарплаты, налоги, закупку материалов).

Хаютин рассказал, что с расчетного счета, например, погашался банковский кредит, который брала компания на отселение и снос территории под застройку ЖК «Аркадия».

В ходе судебного заседания Хаютин еще раз подчеркнул, что вырученные за счет продажи жилищных облигаций средства компания могла расходовать на любые цели, — это не нарушает закон.

На уточняющий вопрос судьи о том, что же граждане покупали у «Тамбаза», квартиры или облигации, Хаютин пояснил, что люди выступали в качестве покупателей ценных бумаг.

Читайте также:

Новый скандал: выселяют 7 семей, обманутых при покупке. Рассказываем, как не пополнить их ряды

Как обезопасить себя при покупке строящегося жилья: 7 лайфхаков для дольщика

Как вам новость?