Кому досталось сильнее, чем ресторанам? Интерес к недвижимости обнажил пострадавшие от коронавируса отрасли

Пандемия изменила привычный уклад жизни большинства белорусов и сильно повлияла на работу компаний. Чаще слышны негативные истории о падении продаж и затягивании поясов, но есть и обратные примеры, когда спрос на услуги или товары вырос. Всё это находит отражение на рынке недвижимости, где отчетливо видно, кто в текущей ситуации выиграл, а кто проиграл.

Изменение интереса к коммерческой недвижимости позволяет примерно оценить, насколько та или иная сфера пострадала от коронавируса. Мы взяли за основу просмотры объявлений в ряде разделов Realt.by и сравнили показатели «спокойного» января с последующими месяцами. 

Конечно, такой подход не отражает всю глубину проблем конкретной отрасли. И всё же это неплохой индикатор, позволяющий сравнить их друг с другом. 

Внимание уделялось сегментам рынка недвижимости, в большей степени связанным с получением прибыли. В жилой недвижимости дела обстоят иначе — сворачивание кредитов для «вторички» привело к обвалу числа сделок в апреле и мае, но на просмотрах объявлений это почти не отразилось.

Развитие ситуации в интересующих нас сегментах проходило по схожему сценарию: в марте наметилась «просадка», достигшая пика в апреле, а в мае началось восстановление.

Что мы видим на графике?

  • Хуже всего дела обстоят в сфере аренды конференц-залов, интерес к которым обвалился почти в 5 раз. Семинары, тренинги и митапы перешли в онлайн-формат, в результате в столице пустуют десятки площадок, на которые нет спроса. Немногим лучше ситуация и в индустрии развлечений.
  • Общепит расположился на втором месте с двукратной просадкой в апреле. В остальных сегментах падение интереса к недвижимости составило примерно треть от январского уровня. 
  • Аренда коммерческой недвижимости оказалась более чувствительной к «коронакризису». Просмотры объявлений о продаже также просели, но не так заметно. Любопытно, что в апреле немного вырос интерес к объявлениям о продаже помещений под общепит. Можно предположить, что на пике упаднических настроений в этой сфере появились очень привлекательные предложения.
  • Майское восстановление прослеживается во всех отраслях, но его темпы разнятся. Быстрее других интерес к недвижимости восстанавливается в ритейле, общепите и сфере услуг. Также стали чаще просматривать объявления о посуточной аренде квартир.
  • У офисной недвижимости пока проблемы — не секрет, что многие компании ушли на «удаленку» и в лучшем случае вернутся в офисы в августе. Также медленно восстанавливается спрос на складские и производственные помещения.  

Если сравнить ситуацию в разных частях страны, то меньше всего пострадала Брестская область. Там совокупное падение интереса в указанных отраслях составило в апреле 28%, а в мае 14%. Впрочем, неоднократно говорилось, что область последней выходит на пик заболеваемости, поэтому не исключено, что на полное восстановление деловой активности может уйти больше времени, чем в других регионах.  

Наиболее пострадавшими регионами, судя по падению интереса к коммерческой недвижимости, стали Гомельская и Гродненская области. В самой низкой точке, в апреле, падение активности составляло 40% и 47% соответственно.

Запретный плод сладок

В марте, когда начали закрываться границы, на 34% упал интерес белорусов к покупке зарубежной недвижимости. Но затем ситуация стала резко меняться — в апреле наши граждане просматривали объявления с заграничной недвижимостью уже на 6% чаще, чем в январе, а в мае рост составил внушительные 48%. 

Кто выиграл от происходящего?

Мы уже писали о том, что в 2020 году интерес к загородной недвижимости достиг небывалых масштабов. Первой «взлетела» длительная аренда домов — в апреле, на пике негативных новостей о COVID-19, просмотры объявлений выросли на 440% к январскому уровню. Сезонное повышение весной — обычное дело, но в прошлые годы рост числа просмотров в лучшем случае был двукратным. По всей видимости, желание ряда граждан самоизолироваться за городом стало сильным катализатором процесса. 

Интерес к загородной недвижимости не ограничивался одной лишь арендой. Просмотры раздела продажа домов в мае превысили январский уровень на 162%, у аукционов по продаже участков рост составил 102%.

В апреле и мае объявления о продаже загородной недвижимости просматривали чаще, чем объявления о продаже квартир. Такого в истории Realt.by ещё не было. 

Наконец, в мае «выстрелил» местный туризм и отдых за городом. Интерес к усадьбам и коттеджам на сутки увеличился на 138% по сравнению с началом года. В условиях закрытых границ это лето для рекреационного бизнеса в Беларуси может быть вполне успешным.