"Увеличьте стоимость квартир!". Жители Тарасово пообщались с новым застройщиком элитной деревни и засыпали его вопросами

Недавно Ждановичский сельский исполком выставил на общественное обсуждение проект строительства жилого района в Тарасово под Минском. Вчера представители проектной организации ООО «КомплексЭнергоПроект», заказчика «Реторсия Трейд», а также местной власти рассказали в онлайн-формате о проекте. А местные жители буквально засыпали спикеров вопросами. Realt также подключился к обсуждению и узнал, что вызвало негодование местных из элитной деревни.

История, что в Тарасово грядут изменения, началась еще весной 2021-го. Тогда среди местных ходили слухи, что готовится Генеральный план. Уже в июле его опубликовали на сайте Минского райисполкома. В Генплане прописано, что для Тарасово собираются предложить строительство жилищного фонда и объектов социальной и транспортной инфраструктуры. Предлагаемые изменения местным жителям сразу не понравились. Подробно об этом мы писали здесь.

Общественное обсуждение Генплана прошло в июле. Сейчас, по словам представителя райисполкома, он находится на стадии прохождения экспертиз. Однако это не препятствовало созданию архитектурно-планировочной концепции жилого района в Тарасово.

Территория участка, который предлагают застроить, расположена у южной границы деревни Тарасово.

Здесь хотят возвести жилой комплекс, который состоит в основном из трехэтажных, пятиэтажных и семиэтажных жилых домов, а также из сблокированных одноквартирных двухэтажных жилых домов. Также планируется детский сад на 150 мест, двухэтажный торговый центр, плоскостные автостоянки и открытые многоуровневые паркинги.

На вопросы местных отвечали заместитель начальника управления архитектуры и строительства Минского райисполкома Екатерина Зайцева, представители заказчика ООО «Реторсия трейд» – руководители проекта Вадим Кисляков и Дмитрий Гринкевич, представитель проектной организации ООО «КомплексЭнергоПроект» – главный архитектор проекта Дмитрий Давидович.

«Увеличьте стоимость квартир, чтобы элитная деревня не превратилась в спальник, как Каменная Горка»

– Застройщик вероятно, не владеет ситуацией о развитии инфраструктуры в деревне Тарасово, – так начала свой вопрос жительница Тарасово. – Вашим проектом предусмотрено увеличение численности жителей деревни в два раза. Уже сейчас жители испытывают острую нехватку образовательных учреждений. В деревне нет ни школы, ни детского сада. В городе устроить ребенка в школу сейчас нереально. Почему «Реторсия трейд» рассматривает введение детского сада на 150 мест в последнюю очередь и после того, как компания возведет все жилые дома? Почему этот проект не предусматривает школу?

– В рамках данного проекта строительство школы не предусмотрено. Мы себя отягощаем строительством детского сада на 150 мест, – сказал представитель «Реторсия Трейд».

– Мы вам, конечно, очень благодарны за то, что вы так отяготились. Но хотелось бы, чтобы построили школу, а также строительство детского сада перенесли на первую очередь. Детям ходить в школу некуда, – возмущенно говорит жительница Тарасово. 

– Давайте возьмем на контроль этот вопрос, – предложила Екатерина Зайцева.

– Во-вторых, – продолжает жительница деревни. – Почему семиэтажные здания предлагается строить в деревне? Мы уже обращались в сельсовет с этим вопросом, когда обсуждался Генплан. Необходимо снизить хотя бы до четырех этажей. Архитектурная «красота» вашего проекта выглядит совершенно несовременно и позволяет нам судить о том, что эти квартиры, скорее всего, не будут дорогими, а комплекс не будет элитным. Увеличьте стоимость квартир, чтобы здесь была нормальная элитная застройка. Чтобы это не превратилось в спальник, как Каменная Горка.

– Какая ожидается стоимость квадратного метра в этих домах? – поддерживает тему участник видеоконференции.

Спикеры пришли к мнению, что сегодня об этом говорить рано. По их словам, на конечную стоимость жилья повлияет и стоимость земельного участка, и стоимость инфраструктуры. Однако они отмечают, что это будут, скорее всего, монолитные дома с нормальными потребительскими качествами.

– Мне кажется, вы сейчас лукавите. Любой бизнес-план предусматривает кроме статьи расходов и статью доходов. И вы должны понимать, какая минимальная стоимость квадратного метра закладывается. А для этого необходима концепция этой застройки. Это будет элитное жилье? Вы как позиционируете этот новый микрорайон? 

– Сегодня участок очень сложный для работы. Необходимо облагородить русло реки, подвести сюда коммуникации издалека, планировать земельные работы. Сейчас только разрабатываются варианты, как это все может выглядеть. Сначала нужно свести затраты по всей инженерно-транспортной инфраструктуре. Однозначно о варианте самого дешевого жилья речи не идет. Этот будут улучшенные дома. Но вся экономика будет работать только после определения хотя бы предварительных затрат, – утверждает представитель заказчика.

– А если вы посчитаете, что уровень затрат слишком высок, и сделаете семиэтажные «панельки» по тысяче долларов за квадратный метр? Это будет низшая ценовая категория, – спрашивает жительница деревни.  

– Это будет уровень Новой Боровой, – заверил представитель «Реторсия Трейд».

Паркинги, перенос торгового центра и всего один автобус на деревню

– Если после стройки жилого района в два раза увеличится численность населения, то возрастет нагрузка на общественный транспорт. В данный момент в деревню ходит один автобус. Ближайшая остановка примерно в 800 метрах от середины застройки. В вашем проекте про общественный транспорт ничего не сказано. Как я считаю, такое количество жителей нужно обеспечить транспортом. И необходимо ввести дополнительную остановку или даже несколько, – с таким вопросом обратился житель Тарасово Юрий.

Руководители проекта обозначили, что в Генплане, который предусматривает возведение этого района, будут определены радиусы доступности до остановок общественного транспорта. Необходимые движения общественного транспорта по Проектируемой улице и возведение остановок будут заложены в проектное решение после утверждения Генплана. Принимать решения о введении маршрутов для транспортного обеспечения района будут непосредственно местные власти.

– А как насчет того, что автомобилей станет больше? На нынешнем съезде с трассы М6 в Тарасово иногда пробки уже есть, потому что дороги узкие. А увеличение количества жителей точно приведет к коллапсу, — говорит житель Тарасово.

– В технических условиях ГАИ прописано, что мы обязаны выполнить расчет транспортных потоков, который покажет необходимость либо расширения участков улиц, либо строительства переходных полос перед перекрестками, – ответил архитектор.

Также у участников видеоконференции возник вопрос по размещению парковок и паркингов. По рендерам паркинг предлагают разместить на въезде в Тарасово. Кстати, он будет частично захватывать водоохранную зону. По мнению жителей, паркинг в этом месте испортит ландшафтный ансамбль.

Заказчик готов рассмотреть вариант размещения на месте паркинга многофункционального торгового центра. То есть перенести его с места рядом с заправкой. Однако сделать так, чтобы паркинг был в составе этого объекта.

– Но это не меняет ситуацию, – отмечает участник обсуждения.

По словам спикеров, эта территория не подлежит зоне охраны ландшафта, и не является ценностью. Поэтому для реализации проекта в любое случае произойдет изменение ландшафта. Рельефность сохранится, но она будет более пологая.

Кроме того, представители отметили важность обустройства безбарьерной среды. Рельеф сделают более пологим, чтобы физически ослабленные лица могли беспрепятственно передвигаться в районе.

– В Генплане пойма реки Каченка считается рекреационной зоной. И делать тут паркинг, если не ошибаюсь, по законодательству нельзя. Почему бы на месте паркинга не сделать хорошую рекреационную зону с парком? – спрашивает участник у представителей заказчика и власти.

– Возле места, где планируется паркинг, достаточно нагруженный перекресток. И делать тут парк не совсем целесообразно. За рекреационной территорией остается лесной массив, который защищает как от шума, так и от загрязняющих выбросов. Что касается прибрежной полосы, то в случае, когда у реки оборудуется набережная и укрепляются берега, то водоприбрежная полоса принимается согласно законодательству по урезу воды. И тогда паркинг не будет находиться в прибрежной полосе, – отвечает руководитель проекта.

– Лес, о котором вы говорите, является защитной полосой. И, по-моему, он не может быть рекреационной зоной.

Инвестор не сможет за свой счет построить дорогу до МКАД и включить это в стоимость нового района

– Судя по рендерам, ко всем домам новым жилым домам будут сделаны пешеходные дорожки. Но я слабо представляю, как люди будут заселяться в эти дома и завозить холодильники и шкафы? – задал вопрос молодой человек.

Ему ответили – чтобы обеспечить подъезд к домам не только для заселения жильцов, а также в случае экстренных ситуаций, пешеходные дорожки проектируются с усиленным покрытием, которое выдерживает коммунальную и тяжелую технику.

Архитектор обратил внимание, что архитектурно-планировочная концепция предусматривает основное видение о том, что будет учтено в окончательном варианте проекта. На этапе проектирования появятся проезды, места парковок для инвалидов и другое.

Жители обеспокоились вопросом, как в новый район будут проведены коммуникации. Руководители проекта заверили, что ни к одной сети Тарасово жилой комплекс подключаться не будет. Также стало известно, что здесь в приоритете рассматривается строительство газовых котельных. Из бюджета Минского района деньги на проведение коммуникаций выделяться не будут. Это возьмет на себя заказчик.

Также застройщик проложит часть улицы Проектируемой, которая входит в границы его земельного участка. Улица предусмотрена Генпланом и планируется до МКАД. Жители спросили, нельзя ли заставить застройщика сделать всю улицу, а не часть, чтобы сэкономить бюджет. Чиновники сказали, что таких полномочий у них нет.

По словам представителей заказчика, строительство этой улицы может стоить дороже строительства всего этого жилого района. Инвестор будет не в состоянии реализовать дорогу и включить в стоимость нового района. Тогда ни одна квартира не будет продана.

Все замечания и предложения, которые поступят в период с 19 октября по 12 ноября 2021 года, в журнал, который расположен в Ждановичском сельсовете, а также на электронную почту, указанную в извещении, будут рассмотрены. А также будут даны аргументированные ответы. На рассмотрение данные вопросы с ответами будут вынесены на архитектурно-градостроительном совете комитета по архитектуре и строительству Минского облисполкома.