«В подъездах грязно, потому что некоторые люди — свиньи». Работники ЖЭУ об изнанке их профессии

01.04.2020 08:00
Недвижимость
По информации reform.by белорусские потребители чаще всего жалуются

По информации reform.by белорусские потребители чаще всего жалуются на сферу ЖКХ. Об этом заявила начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой МАРТ Инна Гаврильчик. Мы поговорили с работниками ЖЭУ, бригадирами подразделения комплексной уборки и содержанию дворов об изнанке из профессии и узнали, что они, в свою очередь, думают о жильцах.

По информации reform.by белорусские потребители чаще всего жалуются на сферу ЖКХ. Об этом заявила начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой МАРТ Инна Гаврильчик. Мы поговорили с работниками ЖЭУ, бригадирами подразделения комплексной уборки и содержанию дворов об изнанке из профессии и узнали, что они, в свою очередь, думают о жильцах.

"Найти дворника сложно. Найти хорошего дворника – из рода фантастики"

Светлана Мальская трудится в ГП «Жилищно-эксплуатационный участок №2 Заводского района Минска» уже 15 лет. Ирина Гузова в ЖЭУ только 5 лет. Обе женщины признаны лучшими работниками по итогам прошлого года в своей сфере в Заводском районе.

Светлана и Ирина работают в должностях бригадиров по комплексной уборке и содержанию дворов (КУ СД) и вспомогательных помещений (подъездов). У Ирины в этой же должности и в ее же бригаде работает муж, поэтому хоть она в ЖЭУ всего 5 лет, но о состоянии дел на своем участке знает прекрасно.

— У нас вся структура разбита на бригады по уборке территории и подъездов. То есть люди, которые убирают подъезды, не ходят на территорию. А кто убирает территорию, не ходят в подъезды. Нет, они, конечно, ходят помогать друг другу потому что так привыкли и дружат, но закреплены каждый за своей частью, — рассказывает заместитель директора ЖЭУ №2 Заводского района Светлана Ярмолович.

ЖЭУ №2 разбит на три ЖЭС. Ирина и Светлана работают в третьем (и 93-ем по нумерации всех минских ЖЭСов). Светлана трудится в бригаде по уборке улицы, Ирина — по уборке мест общего пользования. По словам заместителя директора, в этом подразделении очень много вакантных домов и что очень сложно найти дворника, который готов пойти работать в ЖЭС. А найти хорошего дворника – из рода фантастики.

— У нас, получается, за каждым работником закреплено несколько домов. Мы изначально наводим порядок каждый на своей территории, а потом все вместе, всеми бригадами идём работать на вакантные дома, — делится Светлана Мальская.  – За это ЖЭУ доплачивает сверху путем распределения КТУ (коэффициент трудового участия – прим.ред.). Есть ставка на одного рабочего, а ставку вакансионных домов делят на тех, кто пошел там наводить порядок.

"У нас никто пакеты с мусором у подъезда не оставляет"

Большим плюсом в работе и Светлана, и Ирина называют то, что они живут именно на тех участках, которые за ними закрепили для уборки. Они знают всех постояльцев «своих домов» и кто на что способен.

— У нас такого не бывает, чтобы кто-нибудь вышел с пакетом мусора и не донёс его до контейнера, а поставил возле подъезда. Если это и случается, то это делают пенсионеры, или люди с инвалидностью, которым тяжело передвигаться. Мы все прекрасно понимаем, поэтому всегда готовы помочь и никогда никому об этом не высказываем, — рассказывает Ирина Гузова.

Сложнее вопрос обстоит с мусоропроводами. Работники ЖЭСа в качестве примера приводят высотки на Мичурина (номер 23 и 25). ЖЭУ предложило жильцам этого дома заварить мусоропроводы с дезинфекцией, и в дальнейшем с оборудованием новой контейнерной площадки. Сам ЖЭУ по своей воле такие процедуры выполнить не может – нужно, чтобы 51% всех жильцов высказались «за».

— Так вот в одном доме сознательные люди почти единогласно выступили за то, чтобы заварить. Во втором сказали, что поставьте сначала нам контейнерную площадку, и мы подумаем. Поставили, а люди потом отказались заваривать, — рассказывает Ирина Гузова. — И вот сейчас в одном доме чистота и порядок, а во втором стоит такой запах от этого мусоропровода… Пытаются туда запихнуть все, что можно. А иногда и просто рядом пакеты ставят на лестничной площадке у мусоропровода. Запах, мошки… Но людям лучше жить с такими запахами, чем сделать лишних пару шагов к контейнерам. Не знаю почему так. Наверное, потому что некоторые люди — свиньи.

Однако, удивляются работницы, в подъездах все равно жители поддерживают порядок. То есть запах – ничто. Главное, чтобы пол был чистый.

Нормативы

Согласно нормам, если брать подъезды, работник ЖЭС должен делать уборку первого этажа от случайного мусора (не подметать его весь, а собрать рекламные буклеты, окурки и т. д.) ежедневно, подметать весь подъезд и мыть не реже 1 раза в месяц. Это обязательная периодичность. Может быть больше, но не меньше.

Количество уборок зависит от объема и рассчитывается следующим образом: существует Указ президента №490, который определяет предельно допустимые тарифы ЖКУ. Сегодня стоимость санитарного содержания вспомогательных помещений на одного человека в Минске составляет 82 копейки. Расчетно-справочный центр ежемесячно предоставляет ЖЭУ списки зарегистрированных жильцов по каждому дому. После количество жильцов дома (за исключением детей до 6 лет) умножается на предельный допустимый тариф. Суммы разнятся в зависимости от количества жильцов. Потом полученная сумма делится на затраты на уборку/дератизацию (обработка от грызунов-крыс и мышей)/дезинсекцию (обработка от насекомых — блох)/ на затраты по дезинфекции и материалы (веники, тряпки, швабры, хлорка или другие моющие средства) — и получается количество уборок, которые жильцы данного дома, согласно тарифу, могут оплатить. Так по каждому дому и они тоже разнятся, в зависимости от этажности.

— У нас существует проблема, что жильцы не понимают, какое количество уборок должно проводиться в их доме. А это зависит от многих факторов, как, скажем, от площади лестничных клеток. К примеру, в старых домах это помещения 2 на 2 метра. Но есть и такие, где холлы доходят до 30 «квадратов», – рассказывает Светлана Ярмолович. – Есть фиксированная стоимость влажной уборки одного метра квадратного, сухой, дератизации и так далее. Исходя из этого и выходит количество определенных уборок в определенном доме.

С учетом пандемии коронавируса при уборке подъездов сейчас делается больший упор на дезинфекцию мест, к которым чаще всего прикасаются люди. То есть если раньше ежедневно проводилась только уборка первого этажа, то сейчас вместе с ней протираются дезинфицирующим средством кнопки лифтов, поручни, ручки входных дверей в подъезд и так далее.

Люди привыкли, что все должно быть бесплатно

После проведения уборки работники ЖЭС идут к жильцам, чтобы те приняли работу под роспись. И вот тут обычно и натыкаются на негатив или благодарность.

— Всякое бывает. И жалобы пишут, и благодарности прямо на этих «расписках». Правда жалобы на нашем участке – редкость. Но у наших коллег встречаются, — рассказывает Светлана Мальская. – И зачастую все те, кто пишет жалобы или звонят с ними ЖЭС, никогда не указывают ни фамилию, ни квартиру, ни номер дома. Просто пожалуются на что-то анонимно, чаще всего на что-то совсем не объективное, и сразу же прячутся.

— У нас просто тут на участке проживают уже люди в возрасте и той закалки, которые привыкли со времен СССР, что все должно быть бесплатно. Они говорят: «А что, мы за свою жизнь не заслужили, чтобы нам тут убирали бесплатно?». Конечно заслужили. Но и мы же с воздуха не возьмем все для уборки, — добавляет Ирина Гузова. – Раньше и квартиры работникам бесплатно давали. Но времена-то изменились.

Кстати, уборка придомовой территории проводится согласно установленной периодичности, но за нее жильцы не платят из собственных средств. На эти работы деньги выделяет бюджет города.

— Бывает, что я прихожу за подписью в квартиру, а мне говорят, что работа выполнена некачественно, потому что я не помыла стены. А у меня нет такой позиции – мытье стен. Но это ведь не доказать. И в ЖЭС прилетает жалоба, — продолжает Ирина Гузова. – Так же мы не должны убирать под ковриками жильцов квартир, которые лежат на площадке. Если у нас есть возможность – мы, конечно, поднимем и прометем, но из-за большого числа вакантных домов такая возможность появляется редко. И вот звонишь в дверь, чтобы человек поставил свою подпись, он открывает, сворачивает свой коврик и говорит, что его там никогда не лежало. Убирайте, или не подпишу.

Раньше работники ЖЭСа клеили на подъезды объявления, где просили жильцов в определенный день убрать свои коврики, когда планируется комплексная уборка подъезда, если те не хотят убирать сами. Однако результата от этого не было, и работники отказались от идеи таких объявлений.

Люди против природы

Из-за того, что в этом году зимы как таковой не было, в районе субботники начались раньше, чем обычно. ЖЭС размещает об этом объявления в графике работ, а также на подъездах домов. И очень часто неравнодушные жильцы сами выходят на работников ЖЭСа и предлагают свою помощь, в обмен на разрешение посадить во дворе дерево, или несколько.

— Мы естественно только «за». Помогаем всем, что в наших силах. Однако после таких субботников появляются люди, которые против высадок деревьев, и природы в целом. Для примера случай, которой произошел не так давно, — делится Светлана Мальская. — На очередном субботнике с жителями домов высадили декоративные ели. Через неделю пришли, чтобы установить рядом лавочки для отдыха. Смотрим, а под высаженными елями что-то не то. Оказалось, что кто-то засыпал их солью, чтобы убить деревья. Да и вообще приходят часто ругаться, что мы что-то высаживаем: деревья, цветы, создаем клумбы. Мол, людям это все не нужно.

— Я возле «своих домов» высаживаю клумбы, и что толку? Приходят и все выдирают! Ай, люди як свиньи, — резюмирует Ирина Гузова.

Еще одна проблема, в борьбе с которой сейчас участились рейды – нерадивые собачники. Если в радиусе километра есть пустырь или специализированная площадка, то работники ЖЭУ на всех зеленых придомовых участках расставляют таблички о запрете выгула собак. Дальше бригадиры наблюдают за «своими жильцами», кто и как соблюдает эти рекомендации. Если человек выгуливает четвероногого друга, но убирает за ним – то вопросов не возникает. Если владелец собаки не знает о существовании пакетика, то работники ЖЭУ берут его на карандаш (а поверьте, они знают практически всех людей в лицо и номер квартиры). В один прекрасный момент вооружившись сотрудником РУВД работники ЖЭС выходят в рейд. И задача здесь не словить собачку с хозяином «на горячем». А проверить регистрацию питомца у тех, кто попал на карандаш.

— Штрафы точно были. Это могу подтвердить. Наш юрист выписывал штрафы и суммы за то, что питомец не зарегистрирован, и даже после получения рекомендации на регистрацию домашнего животного, очень большие. Но стоит заметить, что в последнее время владельцы собак начали активно их регистрировать, — делится Светлана Ярмолович. – Убирают за собаками не всегда, а вот регистрировать начали активно. За последние 3 месяца питомцев зарегистрировали как за весь прошлый год. Некоторые владельцы выходят с пакетом для уборки на прогулку, но носят этот пакет на случай рейдов или встречи с работниками ЖЭУ, но если никого не встретили, то он так и останется в руке человека.

Если с регистрацией все в порядке, то привлечь владельца могут за нарушение содержания: выгул без поводка, намордника, тех же пакетиков и так далее. Опять же – ко всему относятся с пониманием. Если собаку выгуливают по правилам, в наморднике и в местах, определенных для выгула (на территории ЖЭУ-2 это пойма ручья "Безымянный" и лесопарковая полоса за домом 5 по улице Центральная), то к хозяевам не будет претензий. Но если возле подъезда или на детской площадке… Рейды проводятся сотрудниками предприятия 1 раз в месяц. В настоящее время планируется подключить к рейдам и участковых инспекторов.

Самое проблемное место в высотках – глухая лестница

В целом, по словам Ирины и Светланы, портить подъезды сейчас стали куда реже, даже по сравнению с 2015-м годом. Если какие-то надписи и можно встретить, то зачастую их оставляют на фасаде зданий, а не внутри.

— Самое проблемное место в высотках – глухая лестница, ну или как ее называют – пожарная. Когда в подъезде существуют два входа: отдельно на лифт, отдельно на лестницу. Или она идет где-то вдали от площадок. Там можно встретить и надписи, и бутылки, и шприцы, — делится Ирина Гузова. – Муж ходит собирать мусор на этих лестницах каждый день! И каждый день выносит несколько мешков разных бутылок, упаковок. А ведь мы должны там появляться только раз в месяц.

— А в субботу и воскресенье туда вообще страшно зайти. Семечками может быть застелено от первого до 9-го этажа, — добавляет Светлана Мальская. – А мне один из жителей подопечного дома все рассказывает, что он был в Германии и там подход к уборке совсем другой. Я ему говорю, что и люди там совсем другие, и не будут гадить там, где живут.

А вот из приятного – люди начали сознательно относиться к раздельному сбору мусора. По крайней мере, именно на тех участках, которое обслуживает Ирина и Светлана, с раздельным мусором нет никаких проблем.

Еще один приятный момент – компенсационные высадки. В Заводском районе начали сажать компенсационные деревья не просто для «галочки», что выполнено, и не самые дешевые саженцы. Сейчас активно высаживают шарообразные ивы, рябины. Причем высаживают по новой технологии и теперь приживаются практически 90-95% всех саженцев. А вот дорастут ли они до крепких деревьев – вопрос, который зависит от самих жильцов. Как мы упоминали, купить в магазине соль и уничтожить все живое – вопрос пары минут и рублей.