«Человек-нет». Что говорят про бывшего архиепископа Артемия в самой Церкви. И почему вынуждают уехать из Гродно

11.06.2021 08:59
Общество Мнение Редакция
Официальной причиной отстранения главы епархии от должности назван

Решение Синода Белорусской Православной Церкви об освобождении от должности архиепископа Гродненского и Волковысского Артемия, принятое 8 июня, вызвало волну интереса в невоцерковленной части общества. Разбираемся, что говорят о владыке в церковных кругах и не только.

Официальной причиной отстранения главы епархии от должности назван преклонный возраст (иерарху 69 лет). Тем не менее, СМИ и пользователи сетей отсылают к многочисленным критическим высказываниям экс-владыки в адрес правоохранительных органов, преследовавших участников белорусских протестов в 2020 году.

«Старый советский диссидент»

В священнической среде распространен миф о том, что в свое время бывший глава Гродненской епархии обматерил в телефонном разговоре главу КГБ СССР Юрия Андропова, требующего «сливов» на священников-диссидентов.

«Вряд ли это правда, — комментирует один из приближенных к экс-владыке священников, — его стиль противостояния более интеллигентен. Но факт то, что владыка — действительно старый советский диссидент, который очень последовательно и ответственно выступал против всего советского. Он всегда был человек-нет, когда речь шла о непорядочности в угоду Советам».

Влияние на гражданскую позицию архиепископа с юности оказало его происхождение. «Он по матери из шляхетного рода Камоцких, получил воспитание в соответствующей строгой традиции, не приемлющей атеистические ценности, возведенные в ранг государственных. Кстати, его родная сестра, которую он весьма любил и уважал, была членом БНФ от момента создания этой организации», — рассказывает близкий к владыке священнослужитель.

«Священникам нужно переходить на белорусский язык в проповедях»

«За Артемием наши священники были как за каменной стеной», — рассказывают студенты Жировичской духовной семинарии, тоже, кстати, попросившие об анонимности.

И это не просто слова. Все, происходящее в жизни епархии, — межконфессиональные теологические и молодежные форумы, живейшее взаимодействие с учеными из разных стран, занимающихся спасением и реставрацией Коложской церкви, почитание на уровне церковной позиции таких деятелей белорусской культуры, как Лариса Гениуш, — свидетельствовало о приверженности экс-владыки определенной культурной традиции.

Так, в 2017 году. 17 марта архиепископ освящает памятную доску в честь новомученика Киприана Климуца, напоминая: «Церковь должна вести людей ко спасению, быть Церковью Небесной, а не земной. К сожалению, многими людьми ее миссия недооценивается или понимается неверно, когда Церковь пытаются использовать в своих земных целях. Мы видим свободу религиозную, возрождается Церковь. Но вопрос: какая Церковь возрождается? Имперская? Церковь материальная? Или Церковь Святого Духа? Сейчас церковь превращают в некую земную установку, политическую систему, в идеологический аппарат, в музей, в эпос».

В Зельве глава епархии освящает доску памяти убитого большевиками в 1939 году протоиерея Давида Якобсона.

Владыка Артемий призывает участников Международного православного молодежного форума  «Quo vadis?» «не бояться ни инославия, ни представителей стран с иными политическими ценностями».

Комментируя второе издание своих проповедей по-белорусски, весьма популярное среди священников, экс-владыка напоминает, что белорусский язык книги для него принципиален: «Священникам нужно переходить на белорусский язык в проповедях. Мы же знаем, когда приходили захватчики на нашу землю, они, прежде всего, уничтожали храмы и язык. Без веры и языка человек превращается в животное, которым легко управлять. А признаки свободной личности — вера и своя национальная культура».

В 2016 году о жизни и служении архиепископа Артемия был снят документальный фильм. Посмотреть картину можно здесь.

«Слухи ходили давно, и угрозы получались постоянно»

На сайте православной Гродненской епархии нет сообщения (на момент написания статьи) об отстранении владыки Артемия от должности, главную страницу по-прежнему открывает последняя проповедь священнослужителя, написанная в статусе архиепископа.

В последние десятилетия архиепископ Артемий совмещал пастырскую деятельность с преподавательской — читал курс основ Православия на факультете теологии Европейского гуманитарного университета. Позже, когда университет был изгнан из Минска и переместился в Вильнюс, экс-глава Гродненской епархии стал доцентом кафедры библеистики и христианского вероучения Института теологии БГУ.

Выпускник Ленинградской духовной семинарии, в 2007 году Артемий, на тот момент епископ, закончил Христианскую теологическую академию в Варшаве, получив степень магистра богословия по итогам защиты диссертации «Проблемы преподавания предмета «Катехизис» в странах бывшего Советского Cоюза».

«Можно было по множеству сигналов догадаться, что такое решение они готовят. Слухи ходили давно, и угрозы получались постоянно. Но допустить, что конкретно вот сейчас это произойдет, — точного понимания не было», — рассказывает священнослужитель, близкий к епархиальной иерархии.

Несколько лет назад архиепископ Артемий оказался в больнице, где проходил продолжительный курс лечения. На сайте Гродненской епархии периодически появлялись просьбы о молитве за владыку.

«Да, болезнь была. Болели ноги. Но мало кто не болеет в его возрасте, более того, подобные недомогания настигают многих уже в 40 и в 50 лет. Но курс лечения дал очень стабильный результат. На момент созыва Синода он был в отличном телесном самоощущении», — сообщает наш источник.

Экс-главе Гродненской епархии 69 лет. Архиепископу Могилевскому и Мстиславскому Софронию — 70 лет. Архиепископу Витебскому и Оршанскому Димитрию — 71 год. Архиепископу Пинскому и Лунинецкому Стефану — заметим, единственному, проголосовавшему против отстранения архиепископа Артемия от должности, — 77 лет.

Епископ Гомельский и Жлобинский Стефан (55 лет) и епископ Бобруйский и Быховский Серафим (48 лет), «епископы-культурологи», известные широтой богословских взглядов и множественным вкладом в национальные историко-культурные проекты, проголосовали за отстранение архиепископа Артемия от должности. Это было неожиданно.

«Драконили очень прикладные, поверхностные вещи»

«Накануне Синода владыка Артемий встречался с главой БПЦ с глазу на глаз. Результаты этой беседы остались между ними, но сам факт суда на Синоде, — а это был фактически суд, судилище, — стал в некоторой степени неожиданностью», — говорит собеседник Телеграфа из окружения экс-архиепископа.

Послушание — понятие, определяющее образ жизни любого священнослужителя. Разумеется, пожилой архиепископ, пекущийся о безопасности своей паствы как каждого верующего в отдельности, не мог говорить о текущих событиях «с практическим уклоном». Тогда за что его попросили уйти?

«Митрополита Вениамина драконили очень прикладные, поверхностные вещи. Он действительно остро реагирует на исполнение гимна «Магутны Божа», на использование в воскресных школах белорусского языка, обязательного в нашей епархии по инициативе владыки Артемия», — считает источник Телеграфа.

Что будет дальше?

«Его вынуждают уехать из Гродно. Это самое страшное и бесчеловечное в этой ситуации. Владыка действительно немолод, он прожил здесь большую часть жизни. Здесь у него друзья, круг общения, и здесь его врачи, которые знают все его болячки. А в Минске у него никого. У него там есть крохотная однокомнатная квартира. В многоэтажке, в одиночестве. Но он может и не подчиниться», — говорит источник, близкий к архиепискому.

Изюминкой смещения владыки Артемия гродненские священники полагают персону преемника: епископа Антония, до недавнего времени главу Слуцкой и Солигорской епархии, одного из самых молодых православных иерархов страны. Репутация служителя «с комсомольским приветом» бывшим подчиненным архиепископа Артемия известна: «Его жаль, ему придется здесь намучиться, чтобы навести порядок».

Автор: Тина Палынская

Мнение авторов или участников интервью может не совпадать с позицией редакции! Если вы эксперт в своей области, пишите нам, предлагайте свое собственное мнение.