«Козырять советским наследием — глупо» — Власти пообещали реформировать белорусскую школу. Аналитик Лаврухин рассказал, почему образованию грозит откат в 1940-е. И есть ли альтернативы?

27.08.2021 09:25
Общество Мнение Редакция
На совещании 24 августа рассмотрели предложения Минобразования об

24 августа на Республиканском педагогическом совете Александр Лукашенко и министр образования Игорь Карпенко выступили с очередными инициативами по изменениям в сфере образования. Но эксперты полагают, что от таких изменений лучше точно не станет.

На совещании 24 августа рассмотрели предложения Минобразования об изменении формата вступительной кампании, введении национального экзамена для выпускников средней школы, внутреннего вступительного испытания по профильному учебному предмету в вузах, совершенствовании отбора абитуриентов. Но не только.

«Трудноперевоспитуемые» «враги государства»

Так, Александр Лукашенко заявил, что тем, кто уезжает заграницу, «промывают мозги», и они возвращаются как «агентура». Он поручил министру образования «посмотреть на такое обучение, потому что все 100% они во вред».

«Езжайте, учитесь. Но вы, пожалуйста, там и оставайтесь. Потому что там не столько обучают — им далеко до нашего образования, поверьте, далеко — они им промывают мозги и забрасывают к нам уже как агентуру, с промытыми мозгами. Это уже идейные, ну если не враги, то противники нашего государства. И нам приходится с ними бороться. Они уже трудноперевоспитуемые», — сказал Лукашенко.

Сам же министр образования Игорь Карпенко отметил, что «полулегальные частные детские сады и школы под вывеской индивидуальных предпринимателей, общественных или религиозных объединений в большинстве использовались в политических целях, становились опорными точками для цветной революции. А их сотрудники и руководители оказались в деструктивных организациях разного уровня».

По его словам, для того, чтобы «не допустить вовлечения ребенка в преступную, экстремистскую и иную противоправную деятельность, упредить необдуманные шаги детей и молодежи», хорошо зарекомендовали себя формы взаимодействия УО с воинскими частями, структурами МВД, учреждениями здравоохранения, культуры и спорта, общественными организациями.

«Будет усилена профилактика различного рода зависимостей и деструктивного поведения учащихся. Уже пересмотрены должностные обязанности психологов, внесены изменения в содержание их работы, оптимизированы типовые штаты и нормативы численности», — заявил он.

Для усиления воспитательной работы с нового учебного года в 5-6-х классах организуют факультативы «Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма», а для «качественной организации военно-патриотического воспитания, допризывной подготовки, экскурсионно-туристической деятельности, обеспечения безопасности детей» в школах вводится новая должность «руководитель по военно-патриотическому воспитанию».

«В проекте кодекса мы установили запрет на использование в наименованиях юридических лиц, не являющихся учреждениями образования, слов «детский сад», «школа», «гимназия», «академия», «университет». Но этого недостаточно. Решение вопроса видим в закреплении в проекте закона «О лицензировании» соответствующей нормы. Данное предложение поддержано, в ближайшее время правительство внесет проект в Палату представителей», — заявил министр.

Эксперты и профсоюз против

Почти одновременно с педагогическим советом со своими идеями по реформированию образования выступили независимые эксперты при поддержке Свободного профсоюза Белорусского (СПБ). Они отметили, что на осенней сессии Палаты представителей планируется принять изменения в Кодекс об образовании. По их мнению, «эти новации не отвечают современным вызовам, перед которыми стоит белорусское общество».

Эксперты предлагают программу реформ всех уровней образования – от дошкольного до научно ориентированного. Они определили ряд ключевых направлений этих преобразований. В течение ближайших месяцев планируется детально обсуждать каждую тему, принимать предложения от работников образования, граждан страны, чтобы «сформулировать общественную программу реформирования системы образования». Их направят правительству и парламенту.

«Симптомов деградации много»

О том, почему необходимы реформы белорусского образования, в интервью Telegraf.by рассказал старший аналитик Белорусского института стратегических исследований (BISS), эксперт Общественного болонского комитета (ОБК) Андрей Лаврухин. По его словам, симптомов деградации белорусского образования «достаточно много и они разные в зависимости от уровня образования». А «официальные предложения не решают проблемы, но усугубляют их», считает аналитик.

«Например, на уровне дошкольного образования – это износ материально-технической базы дошкольных учреждений, необеспеченность дошкольных учреждений квалифицированными кадрами (мизерная оплата воспитателей – один из ключевых факторов). На уровне школьного образования – это снижающееся качество знаний у выпускников: нынешние низкие баллы при поступлении красноречиво об этом свидетельствуют. Ранее мы видели, как беспомощно и нелепо отреагировала школа на ситуацию с covid – это полное отсутствие технической, программной и компетентностной готовности к дистанционному образованию», — сказал Андрей Лаврухин.

Он считает, что «система общеобразовательных государственных учреждений ресурсоёмка, экономически неэффекивна и низко адаптивна к изменяющимся демографическим и социальным условиям».

Эксперт также отметил падение престижа и низкий удельный вес обучающихся в учреждениях профессионально-технического образования  (менее 18%) в сравнении с развитыми странами (30% и выше). В качестве же основных проблем высшего образования он видит «хроническое недофинансирование, вырождение исследовательской составляющей, рассогласованность рынка образования и рынка труда, бегство студентов за рубеж».

«Козырять советским наследием глупо»

Андрей Лаврухин также раскритиковал тезис о том, что белорусское образование лучше западного, поскольку сохранило в себе лучшее, что было в советском. По его словам, советское образование стало неудовлетворительным для вызовов постиндустриального общества и наукоёмкой экономики еще в 1970-е и 1980-е годы.

«Поэтому козырять в 2021 году тем наследием, которое стало недееспособным ещё в конце 20-го века – это нелепо и глупо. По параметру «социальное измерение» в целом нельзя назвать советское высшее образование лучшим, прежде всего, по причине его дискриминации студентов и преподавателей по идеологическим и политически основаниям, которая сохранялась на протяжении всего существования СССР. В то же время, мы вынуждены признать, что в 1960-е и особенно 1970–80-е годы советское образование в целом отвечало двум очень важным параметрам: оно было доступно и бесплатно для всех социальных групп советского общества. В современной Беларуси, увы, этого нет и в помине: 90% от всех «платников» учатся в государственных вузах – государство главный продавец (монополист) образовательных услуг. И это закрывает доступ к высшему образованию, прежде всего, для социально уязвимых слоёв населения», — заявил он.

Кроме того, по его мнению, «в советский сверхцентрализованный государственный принцип управления Беларусь вносит свою особенную специфику: сверхцентрализация венчается волюнтаризмом главы государства, который лично принимает решения практически по всем ключевым вопросам (от назначения ректоров до «оргнабора» иностранных студентов)».

«Это сближает белорусскую модель управления с советской моделью 1930–40-х гг., но существенно отличает от советской модели 1960–70гг. и тем более 1980-х гг. с её демократизацией, децентрализацией и развитием институтов академического самоуправления», — считает Андрей Лаврухин.

Что предлагается?

Эксперты Общественного болонского процесса выделяют ряд ключевых направлений по реформированию всех уровней образования. В частности, это:

  • Дебюрократизация и оптимизация численности учреждений и сотрудников, работающих в сфере образования.
  • Расширение институциональной автономии и развитие полноценного самоуправления в образовательных учреждениях, в том числе: организационная, финансовая, кадровая и академическая автономия.
  • Повышение уровня финансирования системы образования из публичных фондов, создание более дифференцированной и гибкой системы финансирования учреждений образования.
  • Формирование продуктивной конкурентной среды, способствующей развитию лучших образовательных моделей и практик.
  • Гармонизация ценностного, правового и иституционального регулирования учреждений образования с европейскими и международными стандартами.
  • Создание независимой (от Министерства образования) системы мониторинга и контроля качества образования.
  • Создание эффективных инструментов согласования рынка образования и рынка труда.
  • Развитие социального партнёрства и формирование институтов общественного контроля за работой системы образования.
  • Совершенствование социального измерения образования.
  • Формирование правовых и институциональных условий, способствующих синергии формального, неформального и информального образования.
  • Создание благоприятных юридических, финансовых и инфраструктурных условий для развития дистанционного образования.
  • Создание благоприятных финансовых и инфраструктурных условий для развития образования на белорусском языке.

При этом, как отметил Андрей Лаврухин, даже несмотря на позицию властей «процесс обсуждения, понимания и согласования со всеми участниками образовательного процесса ценен сам по себе – так формируется общественное мнение и создаётся гражданское согласие (консенсус) по ключевым вопросам и проблемам».

Мнение авторов или участников интервью может не совпадать с позицией редакции! Если вы эксперт в своей области, пишите нам, предлагайте свое собственное мнение.