Личные финансы, семья и карьера — ориентиры белорусов в 2020

05.08.2020 12:08
Общество Анализ Редакция

Совместное исследование Noblet Media CIS и Info Sapiens демонстрирует жизненные цели и приоритеты потребителей в 6 странах, включая Беларусь, Азербайджан, Грузию, Молдову, Украину и Узбекистан

Коммуникационная компания Noblet Media CIS, аффилиат Edelman, в партнерстве с исследовательским агентством Info Sapiens представили комплексное исследование социальных и экономических взглядов потребителей со средним и выше среднего доходом в странах, где осуществляется деятельность компаний. Подобные исследования уже проводились Noblet Media CIS в сотрудничестве с текущей командой Info Sapiens в 2009-2013 годах, и сегодня обновленные данные как никогда актуальны.

Начало 2020 года значительно изменило повседневную жизнь и привычки людей по всему миру, заставило нас замедлиться и стать более гибкими. Но действительно ли ценности, глобальные цели и мечты потребителей претерпели значительные изменения? Стали ли люди более сплоченными и ответственными? Международное исследование, проведенное в апреле 2020 года, отвечает на эти вопросы и отражает портреты наиболее активных потребителей, задающих тон экономической жизни в шести странах.

«Мы предоставляем коммуникационные услуги на этих 6 рынках уже много лет, отслеживая влияние глобальных и локальных вызовов на поведение потребителей, – отмечает Евгения Панкратьева, генеральный директор Noblet Media CIS. – Безусловно, наши реалии значительно изменились за последние 5 лет. В 2020 году многие факторы, в том числе глобальная пандемия, поставили под вопрос привычные средства и каналы связи. Результаты этого исследования помогают компаниям лучше чувствовать настроения своих потребителей и выбирать правильную стратегию для каждого рынка».

Опрос состоит из нескольких тематических блоков и содержит основные выводы о белорусском и других пяти рынках:

1. Личные цели и карьерные возможности. Как и жители других пяти стран, приоритет белорусов чаще всего состоит в улучшении экономического благосостояния (65%). Еще 16% хотят добиться изменений в обществе, а 22% – достичь личной популярности и высокого статуса. Для сравнения, в Украине доля граждан, которые стремятся изменить положение дел в обществе, составляет 35%, а в Азербайджане

– 20%. Наибольший процент белорусов – 33% – желает работать в международной частной компании, в то время как 18% отдают предпочтение локальным частным компаниям (самый большой процент среди всех стран) и 16% хотели бы работать в неправительственном секторе на локальном уровне. Только 10% белорусов мечтают об открытии своего дела. Как и во всех странах, кроме Украины, на работе жители Беларуси (47%) преимущественно не прочь принимать минимальное количество решений, а в личное время уделять значительную часть времени друзьям (33%), а не семье (16%). В ближайшие 10 лет лишь 16% белорусов готовы к созданию семьи и детям – это наименьший процент среди шести стран.

2. Личный бюджет и расходы. Белорусы склонны тратить деньги на развлечения,

встречи с друзьями (28%) и на внешний вид, что включает расходы на покупку одежды, обуви и средств ухода (29%). Путешествия составляют 18% расходов, а инвестиции в образование – 5%. Беларусь – одна из стран, чьи граждане предпочитают хранению денег дома инвестиции в недвижимость (42%) и использование финансовых инструментов (29%, без учета депозитов). Интересная тенденция наблюдается и с депозитами: 25% считают более надежными депозиты в долларах, нежели в национальной валюте (3%).

3. Коронавирус. В последнее время все страны столкнулись с трудностями, связанными с пандемией.

Представители бизнеса, правительства и международных организаций объединили свои усилия, чтобы принять необходимые меры против распространения вируса и должным образом информировать общественность о ситуации. В Беларуси жители получают информацию о COVID-19 от органов здравоохранения (70%), местных докторов (82%), а также президента (52%). Всего 29% населения отмечают, что информация исходит от ВОЗ. Тем не менее, ВОЗ (27%) и знакомые, а также коллеги (28%) названы наиболее доверительными источниками.

Отличительная черта белорусов – в их внутренней свободе, которая не всегда имеет достаточное внешнее проявление: лишь 10% готово открыто онлайн опубликовать свое мнение об экономических и социальных темах. Тем не менее, половина белорусов склонна обсуждать подобные вопросы в семье или с друзьями, которые относительно поровну влияют на формирование их мнения, в отличие от других стран, где взгляды определяет семья. Белорусы будут уверенно отстаивать групповую позицию, которая отображает их внутренние ценности, именно поэтому компаниям следует оценить их командные качества и стремление развиваться на локальном уровне.

«Данные опроса будут полезны для всех типов организаций, – заявляет Инна Волосевич, заместитель директора Info Sapiens. – И правительственные организации, и международные доноры могут увидеть, как общаться с наиболее активными гражданами, чтобы эффективнее коммуницировать противоэпидемические меры и необходимые реформы. Бизнес, ориентированный на средний и выше среднего классы в целевых странах, получит полезные данные для построения успешной маркетинговой и коммуникационной стратегии».

О методологии опроса

Исследование представляет собой комплексный обзор социально-экономических взглядов среднего и высшего среднего классов в 6 странах: Украине, Азербайджане, Беларуси, Грузии, Молдове и Узбекистане. В каждой стране было проведено 200 очных интервью с жителями городов в возрасте от 18 до 45 лет. Согласно исследованию, представители среднего и высшего среднего класса составляют 50-60% среди жителей городов целевого возраста, являясь группой, принимающей наиболее важные решения о крупных покупках и инвестициях. Все результаты исследования доступны на  сайте .